МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 3–4 лет

Альбина Нурулина
Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 3–4 лет

Консультация для педагогов по теме: «Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»

ФГОС ДО гласит, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). (п. 2.6 ФГОС ДОО)

Публикация «Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 3–4 лет» размещена в разделах

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).

В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития.

В V – вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр, А. С. Метлина и др.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Вопросами теории и разработкой дидактических игр занимались такие педагоги как З. И. Тихеева, А. П. Усова, Д. В., Менджерицкая, А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина и др.

Л. А. Венгером была разработана система дидактических игр по ознакомлению дошкольников с внешними свойствами предметов.

Поэтому основными задачами являются:

1. Содействовать формированию у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.

2. Способствовать развитию у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами.

3. Развивать у детей умение устанавливать количественные соотношения.

Организовывая познавательную деятельность детей дошкольного возраста в форме дидактических игр, обеспечивается накопление представлений у детей представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и т. д., которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Для выявления уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников проводится диагностика по следующим критериям:

1. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме;

2. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;

3. Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

4. Понимает смысл обозначений: вверху - внизу, впереди, сзади, слева, справа, на, под, верхняя, нижняя;

5. Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».

Немаловажное значение в развитии элементарных математических представлений имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

В связи с этим в группе обогащается развивающая предметно пространственная среда, оформляется центр занимательной математики - тематически оснащенный играми, пособиями и материалами, которые интересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуальных способностей.

Организуя центр занимательной математики, исхожу из принципа доступности игр детям в данный момент.

В течение года, по мере освоения игр, вношу новые, более сложные виды игрового материала.

Это игры:

на освоение умений соотносить предмет с изображением, контуром или силуэтом («Найди такой же», «Рамки-вкладыши»);

выбор таких же элементов при составлении целого из частей («Сложи квадрат», «Составь картинку», игры с пазлами);

на объемное моделирование — сооружение простых построек из элементов (серии игр «Кубики для всех», конструкторы);

на воссоздание узоров, изображений по образцам или по замыслу («Уникуб», «Сложи узор»);

на освоение умений группировать по форме («такие же», «столько же», «все квадратные», по форме и размеру (круглые большие, пользуясь логическими блоками Дьенеша, другими материалами.

В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала перспективный план использования дидактических игр для развития элементарных математических представлений.

Проблему формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр невозможно решить без активного участия родителей. С родителями провожу анкетирование с целью изучения семейного опыта на тему «Математика для развития Вашего ребенка», родительское собрание по теме «Игры малышей».

Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей строю с учетом дидактических принципов : научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.

Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

Блок -совместная деятельность взрослого и детей

• Занятия по познавательному развитию

Образовательная деятельность в режимных моментах: игровые ситуации, проблемные ситуации, дидактические и подвижные игры.

Блок – самостоятельная деятельность детей.

• Игры (дидактические, подвижные)

• Наблюдения

• Рассматривание иллюстраций

Дети применяют полученный опыт в других видах деятельности (коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной)

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Таким образом основной формой работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность, организованная в форме игр.

Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

В процессе её проведения, происходит постоянная смена видов деятельности. Дети принимают участие в организованной образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.

В процессе проведения НОД использовала дидактические игры, которые условно разделили по дидактической цели игры :

Игры путешествие во времени: «Когда это бывает», «Наш день»,«Что мы делаем?».

Игры на ориентирование в пространстве: «Кто впереди, кто сзади», «Расставим игрушки», «Куда закатился мяч?»,

Игры с геометрическими фигурами: «Какие бывают фигуры», «Волшебники» (палочки Кюизенера, «Геометрическое лото»,«Составь пару», «Подбери заплатку», «Найди все фигуры, как эта»(блоки Дьенеша).

Игры на развитие умения сравнивать предметы : «Спрячь зайца», «Подбери гараж», «Одень куклу», «Подбери чашку к блюдцу», «Матрёшкины подружки», «Веселый поезд», «Подбери лыжи», «Весёлые дорожки».

Игры на развитие внимания, мышления: «Разложи правильно», «Найди не такую фигуру, как у меня», «Сложи фигуру», «Волшебные дорожки» (палочки Кюизенера).

Совместную деятельность организую в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей.

В процессе работы с детьми использовали следующие методы обучения: наглядный; словесный; практический; игровой.

При использовании наглядного материала, математические понятия становятся доступными, а практические задания выполнимыми благодаря развитию зрительной памяти, для чего использовали различные карточки – схемы, разрезные картинки, образцы, игровые поля для действия с предметами, фишки. При этом стараюсь, чтобы используемый материал был эстетичным, привлекал внимание детей, а также нёс четкую обучающую значимость.

Использование наглядного метода в той или иной степени переплетается со словесным методом.

Наряду с наглядным и словесным методом использую практический метод.

Так как вся работа с детьми построена на игровой деятельности с игровым занимательным материалом, то основным приемом является игровой. Так, например, при моделировании плоскостных фигур дети не просто перекладывают фигуры по схеме, они помогают персонажу, спасают его и т. д.

В самостоятельной игре ребенок осознает и воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата. Он сам преодолевает трудности, овладевает элементами самоконтроля.

Работу по освоению дидактических игр и пособий строю поэтапно.

1 этап: Мотивационно – ориентировочный.

Цель данного этапа: заинтересовать детей игрой, создать радостное ожидание новой игры, вызывать желание играть. Использую проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к новой игре.

2 этап: Содержательно –деятельностный.

Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. На данном этапе педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо поддержать поведение детей в игре.

Использую проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к игровой деятельности.

3 этап: Рефлексивный.

В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей

Важно на данном этапе подчеркнуть достижения, успехи каждого ребенка при решении игровых задач.

Мои воспитанники с удовольствием включаются в игры со взрослыми, сверстниками, проявляют инициативу: придумывание детьми нового варианта игр.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Чудо-поле» по формированию элементарных математических представленийДидактическая игра «Чудо-поле» по формированию элементарных математических представлений Предлагаю вашему вниманию д/и "чудо - поле" Д/и «Чудо-поле». Материал. Полотно, обтянутое тканью с пришитыми с обеих сторн липучками. Наборы.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Парочки»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Парочки» Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Парочки" Цель: Продолжать учить детей порядковому.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд» Дидактическая игра «Закончи ряд» довольно интересная логическая игра. Данная игра подходит для детей уже с двух лет. Игра направлена на.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет «Собери пиццу»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет «Собери пиццу» Сегодня я расскажу вам о дидактических играх по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет,которые я.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Дидактическая игра «Забавные прищепки» для развития мелкой моторики, внимания и элементарных математических представлений.Дидактическая игра «Забавные прищепки» для развития мелкой моторики, внимания и элементарных математических представлений. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать Вам свою игру "Забавные прищепки". Данная игра предназначена для развития мелкой.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Библиотека изображений:

Публикация Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 3–4 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Альбина Нурулина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 3–4 лет
Опубликовано: 21 июля 2022 в 15:45
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД