Алеся Макаренко
Зрительная гимнастика с использованием пособия «Прозрачный мольберт»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Детей с нарушением зрения с двух лет следует обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем и в привычку играть в эти игры. В данной методической разработке мы решили не обойти стороной и предложить вашему вниманию использование зрительных гимнастик (офтальмотренажёры, объёмные и плоскостные игрушки, маски, краски, картинки) при работе на прозрачном мольберте.
Публикация «Зрительная гимнастика с использованием пособия „Прозрачный мольберт“» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Рисование на прозрачном мольберте
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Мини-комплексы зрительных гимнастик представлены (описаны) в виде коротких сценок-игр с использованием масок персонажей (не закрывающие глаза, или офтальмотренажёры, позволяющие ребёнку быстрее войти в образ своего героя. Вот некоторые «необычные зрительные гимнастики для детей дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием пособия прозрачный мольберт.
Как любой вид гимнастики, зрительная гимнастика - принесёт пользу Вам и вашим детям, только при условии её правильного и регулярного выполнения в течении длительного времени.
Необычные гимнастики для глаз
(с использованием пособия
«Прозрачный мольберт»)
Зрительная гимнастика «Быстрый ёжик»
Коррекционные задачи: Развитие прослеживающих функций, ориентировка на себе самом и в пространстве, укрепление глазодвигательных мышц.
Игровая задача: Упражнять глазодвигательную мышцу, постараться «догнать» ёжика на прозрачном мольберте.
Ход: Тифлопедагог прикладывает к стеклу офтальмотренажёр (ёжик) с обратной стороны прозрачного мольберта справой стороны, слевой стороны, вверху, внизу, по центру и т. д. Ребёнок должен «поймать» быстрого ёжика через стекло используя только зрительный анализатор.
Варианты:
Ребёнок должен поймать быстрого ёжика через стекло касаясь пальчиками то правой, то левой рукой.
Тифлопедагог и ребёнок могут меняться ролями.
Зрительная гимнастика «Плывёт, плывёт кораблик»
Коррекционные задачи: Развитие прослеживающей функции, фиксация взора. Ориентировка в микро и макро пространстве.
Игровая задача: Не отрывая взгляда от офтальмотренажёра точно выполнить зрительную гимнастику.
Ход: Капитан (тифлопегагог в фуражке капитана) прикладывает офтальмотренажёр «кораблик» (двухсторонний, к стеклу по центру волнистой дорожки и медленно волнообразными движениями двигает кораблик то приподнимает, то опускает с небольшой амплитудой не выходя за волнистую линию на стекле. Ребёнок в бескозырке (ребёнок в роли матроса) должен точно выполнить с помощью зрения волнообразные движения за капитаном (тифлопедагог) не отпуская из поля зрения кораблик. Капитан (тифлопедагог) и матрос (ребёнок) могут меняться ролями.
Зрительная гимнастика «Волшебная меточка»
Коррекционная задача: Тренировка аккомодационных мышц глаз, что является профилактикой близорукости.
Ход: На прозрачном мольберте тифлопедагог рисует метку на стекле на уровне глаз педагога диаметром 3-5 мм. Один ребёнок в очках для дали становится у мольберта на расстоянии 30-35 см., а на противоположной стороне прозрачного мольберта на расстоянии не более 3 метров становится ребёнок в маске на голове (обязательное условие - ребёнок в маске должен находиться на линии, проходящей через метку на стекле мольберта). Выполняя данное упражнение ребёнку необходимо зафиксировать взгляд на ребёнке в маске, затем перевести взгляд на метку, а потом снова на ребёнка в маске. Желательно фиксировать взгляд через метку не на ребёнке, а смотреть на маску, которая на него одета. При этом ребёнок, который выполняет данную зрительную гимнастику, может самостоятельно придумать игровой сюжет в процессе выполнения.
Зрительная гимнастика проводится 2 раза в день в течении 25-30 дней. Первые 2 дня продолжительность гимнастики составляет 3 минуты, последующие 2 дня – 5 минут, в оставшиеся дни до 7 минут.
Комплекс зрительных гимнастик
«Путешествие по парку аттракционов».
«Колесо обозрения»
Коррекционная задача: Развитие чувствительности центральной ямки (макулы) сетчатки, увеличение остроты зрения и улучшение кровообращения, ориентировки в пространстве, развитие осязания и мелкой моторики.
Правила: Выполнять максимальные круговые движения глазами по часовой стрелке, голова при выполнении данной гимнастики должна быть неподвижна.
Ход:
Два ребёнка одновременно с двух сторон прозрачного мольберта рисуют круг так, чтобы этот круг при просмотре с той и другой стороны был одинаковый, т. е. замкнутые линии образующие круг должны совпадать у детей на поверхности мольберта. Затем на «Колесо обозрения», которое получилось у каждого ребёнка по просьбе тифлопедагога, одновременно с двух сторон дети наносят стрелочки обозначающие движения глаз. Обратите внимание: выполняя круговые движения глаз, направление движения у детей будет разное. У одного ребёнка справа на лево, по кругу, у другого, слева на права по кругу.
Гимнастика выполняется до 7минут.
«Весёлые качели»
Коррекционная задача: Укрепление глазодвигательных мышц, ориентировка в микро и макро пространстве.
Правила: Перемещать взгляд по диагоналям при этом не двигать головой. Выполнять зрительную гимнастику 3-5 минут.
Ход:
Тифлопедагог предлагает, путешествуя по парку, ребёнку покачаться на необычных качелях. Для этого ребёнок самостоятельно выдавливает из тюбика краску на стекло так, чтобы получилась объёмная траектория движения качелей, т. е две пересекающие между собой диагонали отмеченные стрелочками на концах. В результате получилась схема движения глаз. Ребёнок отходит от прозрачного мольберта на расстояние вытянутой руки, не поворачивая головы, смотрит по диагонали вправо вверх, потом влево вниз, и наоборот влево вверх, вправо вниз сначала медленно, а затем темп прослеживания желательно ускорять. Данная зрительная гимнастика выполняется от 5 до 8-10 раз.
«Лабиринт»
Коррекционная задача: Развитие прослеживающих функций глаз, зрительного внимания, зрительно-моторной координации, ориентировки в микро и макро пространстве.
Правила: Движение взгляда снизу-вверх, а затем сверху-вниз не поворачивая головы. Необходимо найти самый короткий путь из лабиринта, каждый раз стараясь выполнить гимнастику за более короткое время.
Ход:
Тифлопедагог на прозрачном мольберте закрепляет схему лабиринта. Задача ребёнка, на расстоянии вытянутой руки от мольберта, не поворачивая головы, найти проход через лабиринт. Ребёнку необходимо осуществлять поиск, двигаясь взглядом по неведомым дорожкам, то снизу-вверх, то сверху-вниз. Разрешается проходить взглядом, как по волшебным мостикам, так и под ними. Переворачивать этот лабиринт не рекомендуем. Необходимо найти самый короткий путь по лабиринту, каждый раз стараясь выполнить зрительную гимнастику за более короткое время от 5 до 2 минут.
«Американские горки»
Коррекционная задача: Развитие прослеживающих функций глаз, ориентировка в микро и макро пространстве, развитие осязания и мелкой моторики.
Правила: Не отрывая взгляда от тренажёра для глаз выполнить круговые вращения четко следуя взором по линиям кругов.
Ход:
Ребёнок кончиком пальцев самостоятельно рисует на стекле прозрачного мольберта два одинаковых круга диаметром от 5 до 10см. Тифлопедагог стрелочками помечает направление движения зрительного анализатора. Совместно с ребёнком на стекле появляется тренажёр для глаз под названием «Американские горки».
Задача ребёнка «пройтись» взглядом по нарисованным окружностям учитывая направление движения, обозначающее стрелочками. Рекомендуем выполнять такие движения от 3 до 7-8 раз.
Тир «Меткий стрелок»
Коррекционная задача: Предаппаратная подготовка. Укрепление глазодвигательных мышц, ориентировка в микро и макро пространстве, развитие глазодвигательных мышц.
Правила: Не отрывая взгляда от тренажёра для глаз осуществлять поиск одинаковых картинок, двигаясь взглядом сверху-вниз, а затем снизу-вверх.
Ход:
Тифлопедагогом разлиновывается прозрачный мольберт на равные квадраты от 6 до 15, используется таблица для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста Е. М. Орловой. Ребёнок размещает в квадратах с помощью штампов силуэты картинок, находящихся в таблице (звёздочка, машинка, петушок, слоник, кольцо, ёлочка, лошадка, самолёт, грибок) так, чтобы в одном ряду не находились две одинаковые картинки. Тир к использованию подготовлен. Ребёнок готов с помощью взгляда найти одинаковые картинки в ряду по вертикали или по горизонтали. Поиск осуществляется, двигаясь взглядом сверху-вниз, а затем, снизу-вверх. Каждый раз ребёнку необходимо стараться выполнить зрительную гимнастику за более короткое время и получить заветный жетон на дополнительную «стрельбу», длительность не менее 5 минут.