Валентина Кокшарова
НОД (познание, художественное творчество) «Знакомство с чеканкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с чеканкой.
НОД (познание, художественное творчество).
Для детей старшей, подготовительной группы.
Цель:
ознакомление детей с техникой изображения – чеканкой.
Задачи:
- закрепить знания детей о предметах быта коми народа, выполненных из дерева, бересты, меха и замши.
- учить регулировать силу нажима при создании изображения на фольге; закрепить умение создавать коми декоративный узор, состоящий из знакомых элементов.
Публикация «НОД (познание, художественное творчество) „Знакомство с чеканкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- способствовать воспитанию интереса к народному творчеству нашего края, гордости и уважения к его мастерам.
Материалы: часть группы оформлена под «Сувенирную лавку», где есть отделы «Изделия из замши», «Изделия из дерева и бересты», «Чеканка». Демонстрационные материалы для чеканки. Для детей: фартуки, фольга, лист картона, простой карандаш. Модель «Правила мастеров». Схемы изображения коми орнамента, трафареты.
Ход:
Мастер: Здравствуйте, ребята. Я узнал, что вы собираетесь в магазин и решил вас встретить. Меня зовут Петыр, я – мастер-чеканщик. Свои изделия – чеканки я сдаю сюда в сувенирную лавку, чтобы их покупали, радовали ими себя и других.
Я люблю здесь бывать. В этой сувенирной лавке – как в волшебном сундучке есть много красивых вещей. Взгляните, какие интересные сувениры изготовили коми умельцы – здесь и игрушки, и предметы быта, и украшения.
Мастер ведет детей к отделу "Изделия из дерева".
Я предлагаю взять их в руки (дети рассматривают предметы) и не нарушая порядок расставить всё по местам.
- Из чего сделаны эти предметы? (из бересты, дерева).
- Какие они на ощупь? (легкие, теплые, гибкие).
- Какие элементы коми орнамента вы видите в оформлении сувениров? (рога оленя, солнце, оленевод и др.)
Мастер ведет детей к отделу "Изделия из замши и меха".
А здесь собраны сувениры из замши и меха. У древних коми обработкой шкур оленей занимались женщины. Из шкур оленей они делали одежду, обувь, сумки, украшения. А помогали им девочки уже с 6-7 лет.
- Как вы думаете, почему таким тяжелым трудом занимались женщины? Где были мужчины? (на охоте).
Я предлагаю взять эти сувениры, рассмотреть их поближе. (Дети рассматривают предметы).
- А на этих сувенирах есть ли украшения из элементов коми орнамента? Вам знакомы эти элементы? Назовите их.
Следующий - мой самый любимый отдел в этой лавке – отдел чеканки. Вы можете взять эти изделия и расставить все по местам.
- Из чего сделаны эти красивые изделия? (из металла). Как вы догадались? (они твёрдые, холодные, тяжелые).
- Может кто-нибудь знает, как такой художественный промысел называется? (чеканка).
Изображение на листе металла называется чеканка. Давайте вместе повторим это новое слово (индивидуальные ответы). Изображение на листе железа получают с помощью специальных инструментов – чеканов и деревянного молотка. (Мастер демонстрирует способы работы). Когда работают матера – чеканщики стоит красивый, мелодичный перезвон.
- Видели вы где-нибудь чеканки? (ответы детей)
Да, вы их могли видеть в гостях, в магазинах. Эти изделия часто украшают наш интерьер.
Давным-давно у народа коми этим промыслом занимались кузнецы. Это была одна из самых почетных обязанностей на селе. Кузнецы делали из металла молотки, замки, ключи, серпы. А чтобы порадовать своих близких делали украшения для любимых жен – сережки, подвески и украшения для своего дома. Чаще всего украшали резными чеканками – иконы.
Звонок по телефону
- Извините, ребята, важный звонок (мастер имитирует разговор по телефону… К нам приезжает иностранная делегация. Они хотели бы приобрести чеканки, украшенные коми орнаментом – в память о посещении нашей республики.
К сожалению, у меня не хватает подарков. Я один не успею их сделать, ведь они улетают уже завтра утром.
- Что же мне делать? (дети предлагают свою помощь).
- А умеете ли вы выполнять чеканку? (нет). Тогда я вас приглашаю в мастерскую и научу простым приемам этого мастерства.
Настоящие мастера берегут одежду, поэтому используют фартуки, я вам предлагаю тоже одеть фартуки.
Дети рассаживаются
- В работе вам помогут «Золотые правила мастеров» :
• Доведи начатое дело до конца
• Сделай работу не похожую на другие
• Держи рабочее место в порядке
• Помоги товарищу советом
Выставляются модели – схемы ("правила мастеров")
- Давайте вспомним, на чем изготовляли чеканки настоящие мастера? (на листе железа).
Вы у нас начинающие мастера – поэтому мы будем изготавливать чеканку на фольге - тонком листе железа с помощью простых карандашей.
Мастер показывает этапы работы: для удобства под фольгу положим картон и делаем рельефное изображение на фольге. Самое первое изображение должно быть в центре. (Задумавшись) : А где же мы будем изображать коми орнамент? (по краям, в уголках, сбоку).
- Итак, с чего начинается наша работа? Что мы должны сделать в самом начале?
• Выбрать материалы для работы (картон, фольгу, карандаш).
• Задумать рисунок, который хотите нарисовать. А помочь вам могут трафареты, которые и используют настоящие мастера – чеканщики.
• Наносим изображение на фольгу в центре.
• Добавляем по краям коми орнамент. (вывешиваются схемы изображения элементов коми орнамента)
Я предлагаю вам приготовить рабочие материалы. Теперь можно приступать к работе.
Деятельность детей.
Полюбуйтесь, какие красивые получились чеканки.
- Тебе какая нравиться? Почему? (2-3 ответа)
- Какое изделие вы научились сегодня делать? (чеканку)
Мне очень понравились ваши чеканки. Мне кажется, что любой иностранец в память о нашей республике приобретет такой сувенир. Спасибо, вам, ребята, за помощь!