Наталья Труфанова
Знакомство дошкольников со временем
Время – это длительность протекания процессов. Понятие «время» имеет как физический, так и философский смысл. Но при этом время – объективная реальность, данная человеку в ощущениях. Особенность времени в том, что чувственное ощущение этого феномена субъективно. Полагаться на чувства в его оценках и сравнении, как это можно сделать с другими величинами (длина, площадь, масса, невозможно. Люди редко оценивают время объективно. В одних обстоятельствах час или даже день может для человека промелькнуть, как миг, в других – минуты тянутся бесконечно.
Публикация «Знакомство дошкольников со временем» размещена в разделах
Время - особенно сложный объект познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями – текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.
Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят : «Если время есть, покажи мне его». Как же ребенку показать время?
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и
отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью
отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых
формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами
времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность,
ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события происходят во времени. Поэтому временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Знакомство с величиной «время» сложно для ребенка тем, что большое количество понятий (названий) он должен просто выучить наизусть и применять их в речи. Это достигается путем многократных повторений – до полного запоминания. Каких-то реальных образов мер времени мы дать ребенку не можем. Мы обычно рассматриваем эти меры в сравнении с длительностью других процессов, оцениваемых и воспринимаемых сенсорикой: ход солнца по небу, движение стрелок в часах и т. п. Однако эти методические стереотипы, как правило, не воспринимаются дошкольниками, поскольку они чересчур длительны, чтобы ребенок дошкольного возраста действительно мог их оценивать или хотя бы прослеживать их длительность. В связи с этим «Время» – одна из самых методически трудных тем в дошкольном обучении.
Интерес к временным отношениям возникает очень рано. Младшие дошкольники связывают понятие времени с событиями хорошо им знакомыми и эмоционально привлекательными: «Дед Мороз приходит зимой», «На речку поедем летом». Они начинают различать части суток, соотнося их с привычками для этих временных отрезков. Также сложно для детей понимание смысла слов, обозначающих временные отношения «теперь - сейчас», «сегодня – завтра» и др.
Задания, которые мы предлагаем несут не только информационное обогащение познавательной сферы дошкольника, но и развивают логическое мышление, пространственное воображение и образную память ребенка.
В формировании представлений о времени большую роль играет слово. В нем обобщаются различные отрезки времени по их длительности : секунда, минута, час, сутки, неделя.
Для усвоения значения слов «вчера, сегодня, завтра» прежде всего, необходимо понять сменяемость суток. Дети 4 – 5 лет, при условии правильного руководства со стороны взрослых, уже могут уяснить значение слова «сутки»; их состав (утро, день, вечер, ночь).
Программа воспитания и обучения в детском саду ставит следующие задачи: со второй младшей группы учить различать и называть утро, день, вечер, ночь. А в средней группе – закреплять представления о частях суток, учить детей правильно пользоваться словами «сегодня, завтра, вчера», раскрывать на конкретных примерах понятия «быстро –медленно». Задачу по ориентировке во времени необходимо планировать, как часть занятий.
В течение дня воспитатель имеет возможность неоднократно определять различные временные отрезки. Например: «Утром вы делали зарядку. Сейчас уже день. Днем папы и мамы работают, а мы пойдем гулять». Связывая со временем переход от одного вида деятельности к другому, можно постепенно сформировать и само понятие «время».
Дети также учатся устанавливать последовательность событий (раньше–позже) и знакомятся с лексикой, фиксирующей временной процесс (вчера, сегодня, завтра, послезавтра). В дошкольном детстве формируются некоторые временны е представления как результат практической деятельности: выполнение режимных моментов дня (подъем, завтрак, поход в садик и т. д.). Дети знакомятся с днями недели, их последовательностью, значением в различных жизненных ситуациях (рабочий день, выходной у мамы, выходной у папы). В связи с посещением детского сада или других событий (завтрак, поход в кино, поездка к бабушке) дошкольники знакомятся с часами и ориентированием по ним. На занятиях в детском саду вполне возможно познакомить детей с такими единицами времени, как год, месяц, неделя, сутки, а также уточнить представления о часе и минуте, оценить их длительности в сравнении с другими процессами. Инструменты измерения времени – календарь и часы. Для измерения времени на первых порах рекомендуется использовать песочные часы, а не часы со стрелками или электронные. Глядя на песочные часы, ребенок видит, как сыплется песок, и может представить какой-то образ процесса (пусть и косвенный). Песочные часы обычно используют в качестве промежуточной меры при измерении времени. В процессе общения с ребенком трех–четырех лет мы можем развивать у него первичные представления о длительности каких-либо процессов, о последовательности событий во времени, обращать его внимание на внешние различия времени дня, сезонов года.
В индивидуальных беседах с детьми целесообразно попросить их рассказать о том, что они делали днем, когда было светло, или, провожая вечером домой, сказать: «Уже вечер, папа и мама вернулись с работы, и вы уходите домой. После вечера наступит ночь, вы ляжете, отдохнете и утром опять придете в детский сад». Большую помощь в работе могут оказать и наборы картинок.
Дети рассматривают их, выясняя при этом, что делают изображенные на них люди, когда они это делают, отвечают на вопросы: «А ты что делал утром? А когда ты играешь? Гуляешь? Спишь?». Затем можно предложить детям самим попробовать подобрать картинки, рассказывающие о деятельности человека в разное время суток.
Ребенку очень трудно усвоить понятия «вчера, сегодня, завтра». Поэтому в разговоре с детьми следует чаще пользоваться этими словами, включая их в вопросы: «Что вы видели сегодня? Вчера? Куда пойдете завтра? Когда у нас в гостях были артисты? Расскажешь маме, что ты нарисовал сегодня?» Значение слов «быстро – медленно» целесообразно раскрывать на конкретных примерах: «Поезд идет медленно, а затем все быстрее и быстрее», «Карусель вертится медленно, а потом все быстрее». На прогулке можно сравнивать скорость движения пешехода и велосипедиста, гусеницы и жука, и т. д.
В игре «Воробушки и автомобиль» надо указать, что все дети «воробушки» в одно время (одновременно) вылетают из гнезда, а «автомобиль» может гудеть только после того, как воробушки быстро разлетятся в разные стороны. В игре «Угадай, кто?» дети должны подавать голос по очереди, а не в одно время. Постепенно дети усвоят слова и выражения: в одно время, одновременно, по очереди.
Полезны игры на развитие ориентировки во времени : «Кто быстрее соберет игрушки», «Кто быстрее добежит до флажка», «Кто правильно назовет по порядку части суток», «Угадай, какое время года?» и т. д.
Знакомство детей со временами года в средней группе следует проводить по контрастным периодам лето - зима, осень – весна. Основные признаки времени года необходимо связывать с явлениями живой и неживой природы, жизнью птиц, домашних и диких животных.
В старших группах детского сада детей знакомят с измерением времени по календарю. Это необходимо детям в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать так же последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.
Задания на сравнение внешних признаков сезонов года являются традиционными. Временна я последовательность событий в заданиях такого вида является понятной ребенку причиной, обусловливающей соединение нескольких событий во взаимосвязанную цепь. Использование таких заданий развивает логическое мышление и возможно уже при работе с детьми пятого года жизни.
Еще одно важное требование, которое предъявит ребенку школа – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в определенное время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Поэтому в старшем дошкольном возрасте нужно формировать у детей навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Немаловажную роль играет и взаимодействие с родителями. Дети путают такие понятия как: вчера, сегодня, завтра из – за их изменчивости и относительности. Смысловое значение этих слов можно раскрывать при заполнении календаря дома, задавая дополнительные вопросы: «Чем завтра будите заниматься в садике?», «Что делали вчера?», «Когда мы ходили в парк?»
На занятиях дети узнают, о том, что сутки, которые в разговоре обычно называют
словом - день, сменяются одним другим. Для лучшего понимания мы предлагаем дома использовать отрывной календарь, каждый день вместе отрывать лист и проговаривать, что сегодня наступил новый день. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Последовательность дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей: «чем вы занимаетесь по понедельникам? Что будете делать во вторник, т. е завтра? И т. д.»
Ребенок сам снимает листки календаря и складывает из суток неделю, из недель -
месяц. Для этого совместно с членами семьи оформляется коробка, куда он будет складывать листы календаря. У ребенка будет наглядное представление о смене дней, месяцев, он может подойти посчитать, сколько прошло дней, сколько осталось до конца недели. При окончании одного месяца необходимо проговорить, что наступает новый месяц, посчитать, сколько дней было в прошлом месяце уложить стопочку листов и начать складывать новый месяц. При систематической работе с календарем дома и в детском саду, что будет способствовать формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости.
Таким образом, разные виды занятий, дидактические игры и упражнения способствуют формированию временных представлений у дошкольников.
Воспитание у детей чувства времени развивается и совершенствуется в процессе практической деятельности. Только на этой основе можно научить дошкольников ценить и беречь время.