Ирина Чернышова
Значение пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований де-тей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки за-метили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся, таким образом, с ребен-ком пальчиковой гимнастикой. Что же такое пальчиковая гимнастика?
Публикация «Значение пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Разу-чивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. У ребенка улучшается двигательная коор-динация, преодолеваются скованность и зажатость.
Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цеп-ная автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретно-го случая предназначенный текст для них не составляет особого. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот- жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Если подросшему ребенку напомнить известную потешку: «Сорока, сорока кашку варила…», он сразу начнет выполнять движения руками.
Кандидат педагогических наук М. А. Поваляева предлагает тест на распознавание пальцев, который поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов ко-ры головного мозга: нужно сесть за стол напротив ребенка, попросить его протянуть руку, закрыть ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотронуться до пальцев его протянутой руки. Попросить вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогае-те. В норме: 3х-летний ребенок правильно определяет большой палец; 5ти-летний- боль-шой и мизинец; 6ти-летний- большой, мизинец, указательный.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приво-дит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласован-ной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают ре-чевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их корот-кими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые поло-жения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Для развития мелкой моторики очень полезны упражнения:
1. Перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш
2. Застегивать и расстегивать пуговицы разного размера
3. Плести косички из жестких ниток
4. Рисовать и штриховать карандашами.
Все пальчиковые упражнения можно разделить на 3 группы:
1--- упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев :
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
2.- упражнения для пальцев статические, т. е. простое изображение предмета:
Стул.
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
(Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К ее нижней части приставля-ется кулачок (большим пальцем к себе).
3--- упражнения для пальцев динамические (инсценировка небольших стишков) :
Солим капусту.
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони рубим)
Мы морковку трем, трем, (кулачки трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (солим щепоткой)
Мы капусту мнем, мнем. (пальчики сжимаем и разжимаем).