Елена Леонова
Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений в средней группе на тему : «Зимующие птицы»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Художественное творчество» (рисование).
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Цели: Закрепить знания детей о зимующих птицах; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам; развивать воображение; расширять и активизировать у детей словарный запас; упражнять в счете до 5; развивать мелкую моторику рук; научить новой технике рисования – рисование на крупе.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Приемы работы: игровой, словесный, наглядный.
Наглядный (демонстрационный) материал: бумажные снежки; плоскостные фигурки птиц; дерево на ватмане, аудиозапись звуков вьюги, магнитная доска, картинки с видами питания зимующих птиц, тарелочки с крупой (пшено).
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
Воспитатель: Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали?
Дети: Да. Это звуки зимы.
Воспитатель: Почему вы решили, что это звуки зимы?
Дети: Потому что слышно как воет сильный ветер.
Воспитатель: Как вы думаете, какая бывает зима?
Дети: снежная, суровая, морозная, злая….
Воспитатель: А давайте, ребята, чтобы не замерзнуть, мы с вами поиграем в снежки.
Подвижная игра «Игра в снежки»
Правила игры: По команде воспитателя - «Лепим снежки», дети лепят «снежки», перекладывая ватные шарики из руки в руку, а затем по команде педагога: - «Кидаем снежки», кидают «снежки» друг в друга.
После игры дети садятся полукругом на стульчиках.
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока вы играли в снежки, к нам в группу прилетела гостья и принесла нам письмо. Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Сорока.
Воспитатель: Да, правильно, сорока. Давайте откроем скорей конверт и узнаем, что в нём.
Зачитывается письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я была в лесу и увидела, что одни птицы улетели, а другие остались. Ничего не пойму, что к чему?»
Воспитатель: Ребята, давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Закройте глаза. Раз, два, три, на лесной опушке окажись!
Дети оказываются на лесной опушке.
Воспитатель: (зачитывает стихотворение)
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так тихо в лесу? Почему птицы не поют?
Дети: Потому что они улетели на юг.
Воспитатель: А как называют птиц, которые улетели на юг?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Вспомните, какие это птицы?
Дети: Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, соловей.
Воспитатель: Почему эти птицы улетают на юг?
Дети: Эти птицы питаются семенами, насекомыми, а зимой их нет.
Воспитатель: Ребята, но не все птицы улетают на юг. Есть и такие, которые остаются у нас зимовать. Таких птиц называют «зимующими». Давайте сейчас с вами отгадаем загадки и узнаем этих птиц.
1. Чик - чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй не робей! Кто это? (Воробей).
Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета). Чем покрыто тело воробья? (перьями)
2. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
А вы знаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается)
- Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
3. Непоседа, невеличка, жёлтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку. Кто узнал её(Синичка)
Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)
4. Чё рная как вар: кричит "Карр"! (Ворона)
Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
5. Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её. (Сорока)
Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали. (Отгаданные птицы прикрепляются на дерево). Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц : что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А что же разного? (Расцветка оперения)
Воспитатель: Ребята, если птицы зимой не поют, то давайте мы для них «споём» чистоговорку. (Дети встают у своих стульчиков)
Д/у «Журавли» (с движениями).
Ли-ли, ли-ли - улетели журавли, (махать руками как крыльями)
Ло-ло, ло-ло – все дорожки замело, (Опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)
Ля-ля, ля-ля – побелела вся земля, (руки вытягиваем вперед, ладонями вверх)
Лю-лю, лю-лю – Новый год встречать люблю! (руки поднимают вверх с движениями кистей)
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, скажите легко ли птицам зимой живётся? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью. Как можно помочь птицам?
Дети: Сделать кормушку, насыпать корм.
Воспитатель: Правильно, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно. Хотите, я вам расскажу, какая птица (с нашего дерева) чем питается?
Воробьи питаются зёрнышками, хлебными крошками.
Синицы питаются зёрнышками, но самое любимое их лакомство- сало.
Снегири едят семена, ягоды рябины.
Вороны питаются очистками, остатками пищи.
(на магнитной доске вывешивать картинки с элементами питания птиц)
Воспитатель: Давайте с вами поиграем, я вам буду показывать птицу, а вы будете говорить, чем она питается.
Проводится игра.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами вместе их посчитаем.
Дети: 1,2,3,4,5 (сорока, ворона, воробей, синица, снегирь)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а птички-то замерзли на наших веточках. Они просят, чтобы выглянуло солнышко. Давайте для всех птичек нарисуем солнышко. А рисовать будем на солнечной крупе, называется она – пшено. С чего мы начнём рисовать солнышко?
Дети: Сначала нарисуем круг.
Воспитатель: Затем, что нарисуем?
Дети: Нарисуем солнечные лучики.
Воспитатель: Давайте, чтобы приготовить к работе наши пальчики, мы их разомнем. (сжимаем и разжимаем кулочки)
А сейчас каждый из вас подойдет к лесному столику, нарисует солнышко, и тогда в лесу станет теплее. (Дети подходят к тарелочкам с крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе). Какие замечательные солнышки получились! Нашим новым знакомым птичкам сразу стало теплее!
Воспитатель: Ну а теперь нам надо возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись.
3. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие по лесу? Каких птиц вы повстречали в лесу? Как можно назвать этих птиц, одним словом? (Ответы детей)
Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.