Наталья Пупкова
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия в подготовительной группе «Зелёное чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Зелёное чудо.
Растения-синоптики, растения-часы.
(для подготовительной группы детского сада)
Программное содержание:
- сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы;
- дать представление об одном из основных отличительных качеств растений и животных – способе питания;
- сформировать понятия о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других;
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Конспект занятия в подготовительной группе „Зелёное чудо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- расширять знания о частях различных растительных форм, и их функциях;
- уточнить и расширить представления детей о растениях- синоптиках, растениях- часах, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;
- обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;
- воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;
- развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;
- развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматрива
ние схем - моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе. Последующая работа: Рисование лекарственных растений.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением растений: одуванчик, мать-и-мачеха, ; иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; опорные картинки «Что нужно растению для жизни», «Части растения, и их функции», «Что могут делать живые организмы», комнатные растения: алоэ, крассула, сенсевиерия, ветки тополя с раскрывшимися почками, карточки лекарственных растений, разрезанные на части, конверты с заданиями.
Воспитатель : Дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса, что лес заколдован. И просит у нас помощи. Что, же нам теперь делать? Как помочь? Дети рассуждают.
Воспитатель : Я придумала, мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа?
Дети: То, что нас окружает, и не сделано руками человека.
Воспитатель : Посмотрите, что у нас в группе можно назвать природой?
Дети: Цветы, луковицы, веточки тополя.
Воспитатель : А стол, игрушки можно назвать природой?
Дети: Нет.
Звучит красивая музыка.
Воспитатель : Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа говорит нам, что согласна помочь, раз мы так хорошо узнаем ее. Но для этого нам придется потрудиться – ответить на ее вопросы. Воспитатель берет конверт с заданием.
Смотрите, вот я и нашла первое задание: Природа бывает живая и не живая. Пусть каждый из вас назовет то, что принадлежит Живой и Неживой природе. Ответы детей. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Воспитатель : А что отличает живую природу от неживой. Что могут делать только живые существа? Показ опорных картинок. Ответы детей (рождаются, растут, дышат, пьют воду, питаются и умирают).
Воспитатель : Дети, а человек, мы с вами - это природа? Мы сможет прожить без творений природы (без воды, земли, воздуха и солнышка?
Дети: Нет.
Воспитатель : Правильно, Природа дает нам для жизни все, и мы можем называть нашу природу - Матушкой.
За правильные ответы мы получаем очередную подсказку, и Природа говорит нам, что нужно отправляться в лес. Тогда следуйте за мной.
Дети, как можно назвать одним словом то, что вы видите на доске?
Дети: Растения.
Воспитатель : А какое самое главное отличие растений от животных, что они умеют делать, а животные и мы с вами нет?
Дети: Питаться солнечным светом и делать для нас кислород.
Воспитатель : Поглощать солнечный свет и выделять кислород. Правильно. Они это могут делать, потому что в листочках находится вещество, благодаря которому все растения имеют зеленую окраску. Без растений мы не смогли бы прожить ни минуты. А что нужно растению для жизни? Воспитатель показывает опорные картинки.
Дети: Вода, земля, солнце, тепло, воздух.
Воспитатель : А теперь Матушка Природа хочет проверить, как вы знаете ваших зеленых соседей? Отгадайте загадку:
Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок
Дети: мать-и мачеха
Воспитатель : Какие части есть у этого растения?
Дети: Корни, стебель, листья, цветок.
Воспитатель : Для чего растению нужна каждая из частей? Показ опорных картинок. Ответы детей. Сможет растение прожить без какой – ни будь из частей: без корня или без листьев и почему?
Дети: Нет, не сможет.
Воспитатель : Растению важна каждая часть, как нам с вами нужны и руки, и ноги, и голова, и нам без них никак не обойтись.
Ребята, а вы знаете что это «барометр, предсказывающий погоду».ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Обратите внимание на этот цветок – широко раскрытый (лепестки как бы «таращатся» во все стороны, он говорит о том, что день будет сухим и ясным. На следующее утро цветки мать-и-мачехи могут выглядеть вялыми, взъерошенными, словно уже отцвели. Это мать-и-мачеха «говорит» нам о том, что вечером или ночью облака прольются дождем.
Ребята, отгадайте следующую загадку:
Жёлтый рос вчера цветок.
Шар пушистый стебелёк
Держит ныне. Дунул мальчик
Полысел вмиг. (Одуванчик)
Воспитатель : Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит? Ответы детей.
Воспитатель : Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.
Дыхательная гимнастика.
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.
А это папоротник-орляк. Цветок так и притягивает взор – зеленый фонтан из ажурных больших листьев, широко раскинутых в стороны. Папоротник не просто так красуется перед нами, он «рассказывает», что ожидать в ближайшее время. Вольно раскинутые листья, касающиеся концами земли, говорят о приближении дождя. Он еще не капает, но уже близко, потому что воздух наполнен влагой. В сухую же погоду листья поднимаются над землей, и их кончики слегка подкручены, как бы поджаты.
ФИЗМИНУТКА
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
В начале лета расцветает фиалка душистая. Растение маленькое, в траве не всегда заметишь его, но, увидев, не забудешь: над плотными темно-зелеными листьями чуть покачиваются довольно крупные (при таком малом росте) цветки в пять лепестков. Если погода хорошая, они сияют нежным фиолетовым цветом. Нахмурилось небо, упали первые капли дождя, и цветок спешно свернет лепестки, оберегая пыльцу от влаги.
На солнечной полянке можно увидеть полевой вьюнок. Его длинные ползучие стебли или «разбежались» по траве, или обвили попавшийся на пути куст и упорно ползут вверх, поднимая цветки все выше и выше к солнцу. Сияет оно, и граммофончик цветка раскрыт полностью. Затянуло небо тучи, и сросшиеся лепестки вьюнка упали на середину цветка, на тычинки с пестиком.
Очень интересно наблюдать за кислицей. Особенно там, где она густым ковром устилает землю. В зеленом полумраке старого ельника в тихий солнечный день белые цветы ее даже слегка светятся. Но стоит упасть первой капле дождя, как кислица тотчас скрутит и опустит вниз к земле цветки, сложит, словно бабочка крылья, трехлопастные листочки. И весь «ковер» как бы ощетинится навстречу дождю – одни ребра да стебли.
Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет.
(Клён)
Клен начинает «плакать» даже за тое суток до дождя. Его «слезки» - избыточная влага в древесине. Она выделяется каплями из трещин на коре или из ранки обломавшейся ветки и медленно стекает по стволу.
Но растения не только предсказывают погоду, они еще могут указать и время: ведь многие открывают и закрывают свои цветки каждый день в один и тот же час, конечно, в сухую солнечную погоду. В дождь цветки таких растений чаще всего не раскрываются вовсе.
Большинство растений просыпаются очень рано, вместе с солнцем. Чем выше оно поднимается по небосводу, тем больше навстречу ему раскрывается цветков. Медленно солнце начинает клониться к закату, и так же вслед за ним медленно закрываются цветок за цветком. всем известный шиповник раскрывается в 5 часов, а одуванчик – от 6 до 7. Но интереснее сделать цветочные часы из растений, которые будут просыпаться к 8 часам, когда ребята приходят в детский сад, например, ноготки.
Воспитатель : Вот сколько растений-синоптиков, которые помогают нам предугадать, какая будет погода, мы сегодня повстречали, но это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы!Ребята, а что вам больше всего понравилось, а что было трудным? Вы молодцы – знаете все растения, и Природа приготовила нам следующее задание.
Пришло время самим нарисовать то растение, которое вам больше всего запомнилось.