Татьяна Гудкова
Занятие-эксперимент «Шоколадные тайны»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-экспериментирование по теме «Шоколадные тайны»
Цель эксперимента:
Получение в ходе эксперимента шоколадной массы из пищевых продуктов (сливочное масло, сгущенное молоко, какао, обоснование причин популярности шоколада среди взрослых и детей.
Задачи эксперимента:
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде. Упражнять в чтении схем и приемов приготовления шоколадной массы;
Упражнять в умении анализировать, обобщать; развивать память, любознательность, внимание, воображение.
Публикация «Занятие-эксперимент „Шоколадные тайны“» размещена в разделах
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи;
Дать детям возможность получить удовольствие от своих открытий.
Оборудование:
Форма для детей: колпаки, фартуки;
продукты: сливочное масло, сгущенное молоко, какао-порошок, ядра подсолнечника, плитка шоколада, сахар, орехи без скорлупы;
посуда: контейнер для смешивания, миксер, форма для шоколадной массы, ложечки, тарелочки под продукты, формочки для шоколада.
Ход эксперимента.
Постановка цели эксперимента.
- Ребята, а вы хотели бы сейчас стать настоящими кулинарами и приготовить продукт, который бы нравился всем, и раскрыть секреты этого продукта?
- Но у всех поваров есть специальная одежда, поэтому предлагаю вам примерить на себя фартуки и колпаки и пройти на нашу мини-«кондитерскую фабрику».
В комнате стоит стол, накрытый скатертью, в тарелочках приготовлены продукты: сливочное масло, сгущенное молоко, какао-порошок, ядра подсолнечника. Дети надевают фартуки и колпаки.
Инструктаж по технике безопасности.
- Во время работы мы с вами будем пользоваться миксером. Включать миксер можно только тогда, когда венчики опущены в чашу. Работать можно только под присмотром воспитателя. Посуда тоже стеклянная, поэтому тарелки нужно брать аккуратно, двумя руками. А ещё перед началом работы нужно обязательно вымыть руки.
1-ая часть эксперимента.
Каждый ребенок берет свою тарелочку с продуктами и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло. Эти продукты взбиваются миксером.
- А теперь я предлагаю вам попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)
- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)
- А какие начинки или добавки могут встречаться в шоколаде? (изюм, орехи, желе, крем)
- А мы с вами попробуем приготовить новый вид шоколада – с семечками. Как вы думаете, что нужно для этого сделать? (смешать полученный шоколад с зернышками семечек)
- Смешивать будем с помощью вилки.
Ребенок высыпает последний компонент шоколада. Воспитатель помогает всё перемешать. Детям предлагается попробовать на вкус новый вид шоколада.
- Каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя». (Воспитатель подводит детей к названию «Дашкина радость»).
- Назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).
- Итак, для приготовления шоколада необходимы : сливочное масло, какао, сгущенное молоко. В качестве добавки можно использовать изюм, орехи, и даже ядра подсолнечника.
2-ая часть эксперимента.
- Ребята, а вы раньше ели шоколад? (да) Он тоже был жидкий или имел какую-то форму? (имел форму)
- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то как это можно сделать? (вылить в разные формочки).
Дети разливают шоколадную массу в формочки. Воспитатель предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.
Пока шоколад не загустел, он может принимать форму в зависимости от той формы, в которую его залили. И сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.
Игровое упражнение «Узнай на вкус»
- Теперь после такого важного открытия я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Сейчас я вам завяжу глаза, а вы попробуете угадать, что такое я вам дам покушать. (Дети узнают на вкус шоколад, сахар, конфету, орех).
Беседа «Как шоколадка на дереве выросла»
- Ребята, а как вы думаете, какой продукт в шоколаде самый главный? (ответы детей, подвести к ответу «какао»)
- А вы задумывались, откуда берется какао? (нет)
- А хотите узнать? (да)
- Оказывается, какао растет на дереве. В теплых регионах планеты растет дерево, которое называется какао. Второе его название – шоколадное дерево (воспитатель показывает картинку какао-дерева). Плоды этого дерева называются какао-бобы. Когда они созревают, их очищают от кожуры и перемалывают. Получается какао. Из этого какао на шоколадных фабриках при добавлении масла и сахара получают шоколад.
Дидактическая игра «Как появилась шоколадка»
- Предлагаю вам правильно расставить этапы, которые прошла шоколадка, прежде чем попасть к нам на стол.
(Цветущее дерево-какао, дерево-какао с зелеными плодами, дерево какао со спелыми плодами, какао-бобы без кожуры, шоколадная фабрика, шоколадка).
3-я часть эксперимента. Открытие тайны шоколада.
Воспитатель открывает коробку, на которой надпись: «Секреты шоколада», внутри «плитка шоколада»
- Необычная плитка, в ней спрятались секреты шоколада! Предлагаю разгадать первый секрет шоколада, а для этого я угощу вас всех шоколадом.
Дети пробуют шоколад.
- Вы любите шоколад? (да)
- А за что? (ответы)
Открывается первый секрет: Шоколад очень вкусный.
( на карточке схема: улыбка с высунутым языком)
- Назовите свой любимый шоколад. («Аленка», «Kinder chocolate»)
- Как вы думаете, взрослые любят шоколад? (Да)
- Значит шоколад любят и взрослые, и дети. А теперь посмотрите друг на друга. Вы все сейчас покушали шоколад. У кого из вас поднялось настроение и появилась улыбка на лице? (У всех)
- Действительно, ученые доказали, что шоколад улучшает настроение, поэтому его любят дарить и получать в подарок. Это и есть второй секрет шоколада. (Открывается схема с пиктограммой «хорошее настроение»).
- А есть люди, которые видят шоколад самых разных форм и вкусов каждый день. Это те, кто делает шоколад. (Воспитатель показывает иллюстрации шоколотье). Как вы думаете называется профессия человека, который делает шоколад? (Варианты ответов детей)
- Интересные названия вы придумали, на самом же деле шоколадных дел мастера называются шоколотье. А вы уже были в роли шоколотье? (Да, когда получили шоколад).
- Однако у шоколада есть еще один секрет. Его еще называют вредным. Может вы уже догадались, какой это секрет? (Предположения детей)
- Действительно, в большом количестве шоколад становится вредным : болят зубы, живот, портится настроение.
Дети открывают схему с изображением грустного лица с завязанной щекой.
- Нам удалось сегодня раскрыть много секретов шоколада. Какие это секреты?
- Что еще хотели бы узнать?
- Мне понравился второй секрет о том, что шоколад улучшает настроение и его можно подарить друзьям. Мне хочется вас порадовать и угостить шоколадом. (Воспитатель достает плитку шоколада, в ней много маленьких плиточек угощает детей и гостей, желает всем хорошего настроения.
Вывод:
Итак, при смешении сгущенного молока, какао и сливочного масла получается шоколад.
Шоколад изначально жидкий. Чтобы придать ему форму, нужно разложить его в формочки и остудить.
Шоколад имеет свои секреты : он сладкий и вкусный, поэтому нравится большинству людей; он поднимает настроение; если шоколада съесть слишком много, то будет болеть живот.