Елена Швецова
Занятие «Свадебная кукла «Парочка» в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие "Свадебная кукла «Парочка».
Задачи. Научить мастерить традиционную обрядовую свадебную куклу Парочку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.
Публикация «Занятие „Свадебная кукла „Парочка“ в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности „Кукла моя изначальная“» размещена в разделах
Технологическая карта «Тряпичная свадебная кукла Парочка» в наглядно-методическом пособии для подготовительной группы.
1. Лоскут яркой красной ткани скручиваем к середине по длинным сторонам;
2. скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем ниткой другого цвета несколько тугих витков, концы связываем двойным узлом – это голова и туловище куклы;
3. повторяем операции еще один раз – это голова и туловище куклы-жениха;
4. на концах скрутки для куклы-жениха делаем обмотку яркой ниткой – это ноги куклы-жениха;
5. одеваем обе куклы на общую основу – веточку любого дерева, кроме ольхи и осины – это руки кукол;
6. обе скрутки, и для куклы-невесты, и для куклы-жениха фиксируем несколькими витками яркой ниткой: сначала по линии талии, а потом крест-накрест на груди;
Материал, инструменты, оборудование. Для показа детям – ноутбук, презентация «Мастер-класс Катюши. Мои куколки Кувадки за мир!», тряпичные куклы; технологическая карта «Тряпичная свадебная кукла Парочка» в наглядно-методическом пособии для подготовительной группы. Для каждой группы детей – набор из четырех лоскутов красного цвета – размером 20х10 см и размером 6х6 см; прочные нитки, веточка дерева.
Предварительная работа. Экскурсия в музей дошкольного учреждения и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы»; создание коллекции лоскутков; пеленание кукол и других игрушек;
Содержание совместной продуктивной деятельности педагога и детей.
Педагог показывает на экране ноутбука презентацию «Мастер-класс Катюши. Мои куколки Кувадки за мир!», несколько тряпичных кукол. Напоминает, что дети уже научились делать Кувадку, а сегодня будут мастерить свадебную куклу Парочку, которая делается аналогично Кувадке, только из яркой красной ткани и на общей основе – деревянной палочке, так как мужу и жене предстояло идти по жизни вместе, не разрывая рук.
Информация для педагогов. В каждой русской избе было множество кукол, которые имели особое значение для каждого члена семьи. У них была важная обязанность – оберегать живущих в избе от разных болезней. Кукла была рядом с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату. Сделанную своими руками бережно мать дарила дочери перед замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить кукол, чтобы в новой семье было много детишек. Кукол делали взрослые, но дети им помогали. Сначала они подбирали тряпочки, затем крутили тельце куклы. Уже к пяти годам почти любая девочка могла сама сделать себе куклу. Через изготовление куклы девочка приобщалась к труду. Она училась шить, прясть, вышивать, постигала искусство одевания, знакомилась с традициями, у неё формировался вкус. Кукла считалась эталоном рукоделия, поэтому, когда на посиделки девочки брали с собой кукол, их рассматривали не только как игровой материал, но и как образец мастерства. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек.
Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.
В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол - особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Жених и невеста соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани. Основой для кукол служила лучина или тонкая плоская щепка из любого дерева, кроме ольхи и осины.
Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами. В доме невесты утром в день венчания пекли особый круглый свадебный пирог. В его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Готовый пирог обильно украшали выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатинка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Кукла Мировое дерево изготавливалась без сшивания деталей иглой, «чтобы счастья не зашить». Фигурки должны были быть повернуты друг к другу, иначе «нелюбы будут друг другу» муж и жена. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.
В кукольных забавах детей проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Дети относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе.
Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети могли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы.
Интеграция с разными видами деятельности. Педагог создает условия для включения детьми самодельных тряпичных кукол в свободную игровую деятельность. На занятиях по развитию речи и художественной литературе дети рассказывают потешки или эпизоды русских народных сказок от лица своих кукол. Тряпичные куклы могут быть включены в театрализованную деятельность по фольклорным мотивам.
Практический результат: коллективная выставка «Нарядный хоровод».