Светлана Басова
Занятие в средней группе «Мы живём в Хакасии»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие средней группы.
Тема: «Мы живём в Хакасии»
Цель: расширение представлений детей о республике Хакасия, её
коренных жителях - хакасах, их национальных костюмах.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с хакасским национальным костюмом;
познакомить детей с хакасским национальным фольклором;
формировать у детей интерес и уважение к хакасской культуре через национальные загадки, игры;
Публикация «Занятие в средней группе „Мы живём в Хакасии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Хакасия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
обогатить словарь детей новыми словами (вышивка, пого, хакасский костюм).
Развивающие:
развивать у детей внимание и творческие способности.
Воспитательные:
воспитывать у детей любовь к республике, в которой мы живём.
Методы и приё мы:
Словесный: беседа, рассказ воспитателя, повторение, загадывание загадок, вопросы.
Наглядный: рассматривание куколы в национальной одежде, иллюстраций с изображением природы, игрушек.
Практический: игровой, сюрпризный момент, показ движений.
Технологии:
Педагогические: игровая технология;
Здоровьесберегающие: динамическая пауза, подвижная игра.
Материал и оборудование: иллюстрации природы, кукла в национальном костюме, рукавица, картинки с изображением предметов.
Художественное слово: загадки хакасские.
Предварительная работа: знакомство с правилами хакасской игры «Спрячь рукавицу».
Ход занятия:
1.
-Ребята, я очень рада видеть вас. Поприветствуйте гостей и подарите им свои улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. У нас в группе гостья. А зовут ее Алтын-Кёк.
-Ребята, она очень хотела бы познакомиться с вами поближе. Хотите познакомиться? Тогда мы будем передавать Алтын-Кёк по кругу и называть свое имя ласково, по доброму. Держите ее нежно, постарайтесь передать ей свое тепло, частичку своей души. Начнем с меня. (Меня зовут Светланочка). Вот и вернулась Алтын-Кёк ко мне. Вы почувствовали, сколько тепла и ласки нам подарила она?
-Давайте оставим ее на нашем занятии.
2.
-Проходите, присаживайтесь на стульчики, обратите внимание на иллюстрации, которые расположены на доске (иллюстрации Хакасии).
- Ребята, что это? (поля, реки, леса)
- Посмотрите, как красивы и лес, и река, и горы, и поля. Всё это наша с вами республика. Как она называется? (Хакасия)
-Хакасия богатая и красивая республика. И живут в ней талантливые люди-хакасы. И чего только хакасский народ не умеет делать - и сказки сочинять, и загадки, и разные красивые предметы делать.
-Послушайте стихотворение М. Кильчичакова (под музыку) :
Хакасия, край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.
- Ребята, посмотрите, на нашу гостью у нее необычное имя Алтын-Кёк – это хакасское имя, в переводе на русский язык «Золотая кукушка».
-У каждого народа существует своя национальная одежда. Давайте, рассмотрим куклу — хакаску Алтын Кёк в национальной одежде. В такой одежде раньше ходили женщины - хакаски. Это праздничное платье. Оно длинное и широкое. Рукава длинные, широкие и заканчиваются манжетам. Платье сиреневого цвета с отделкой зелёного цвета. Широкое платье необходимо было женщинам - хакаскам, потому, что они, как и мужчины ездили верхом на лошади по степи. Часто плечи украшали вышивкой. В праздник женщины надевали украшения, которые сшили сами. Нагрудное украшение из бисера, перламутровых пуговиц, ракушек, называется пого. На голове женщины носили черный платок, который завязывали назад. Они заплетали много косичек. (Воспитатель проходит мимо детей и даёт им потрогать куклу).
3. Физкультминутка (под музыку).
- Ребята, а теперь, давайте поиграем в хакасскую народную игру «Спрячь рукавицу».
(Выбирается водящий. Дети садятся на полу в круг с вытянутыми, слега согнутыми ногами. Водящий стоит в кругу. По знаку воспитателя сидящие быстро и не заметно для водящего передают под ногами рукавицу. Он должен угадать у кого она. Если водящий угадает, они меняются местами. А если не угадает, ребёнок, у которого рукавица, показывает её и говорит: «Чик-чик сусличинок». Игра продолжается).
4.
- Ребята, Алтын - Кёк хочет загадать нам хакасские загадки. Внимательно слушайте загадку и отгадывайте её (Вывешиваются отгадки на доску).
1) Варежки для ног. (Носки)
2) Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги. (Сапоги)
3) Треплют, катают,
а зиму таскают. (Валенки)
-Ребята, а сейчас сами придумайте загадку к отгадке (показ иллюстрации «Варежки»).
4) Две сестрёнки,
Две плетёнки.
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки)
5.
- Ребята, наша гостья принесла нам рукавицы, но пока шла, все узоры исчезли.
-Давайте, ей поможем и украсим рукавицы хакасскими узорами при помощи геометрических фигур.
-У хакасов различаются два вида орнамента – прямолинейный и криволинейный. Первый состоит из сравнительно мелких, строго геометрических узоров – полос, квадратов, треугольников, прямоугольников, ромбов. Второй орнамент включает в себя различные мотивы, ближе к растительным и рогообразным (На доске орнаменты).
-А сейчас приступаем к украшению рукавиц, сначала выложите, а затем можете приклеивать (под музыку).
6.
- Сегодня, ребята, мы рассмотрели с вами хакасский национальный костюм, поиграли в хакасскую народную игру, отгадывали хакасские народные загадки. А на других занятиях я познакомлю вас с хакасскими народными сказками, другими загадками и играми.
- Спасибо за занятие!