Анна Панова
Занятие-путешествие в Песочную Страну
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Путешествие в Песочную Страну»
средний дошкольный возраст.
Цель: создавать условия для открытий новых знаний в творческой исследовательской деятельности посредством развития моторики тактильной чувствительности детей.
Задачи:
1. Образовательная:
- повышать уровень развития ребёнка;
-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
-развивать представления о свойствах песка;
-обогащать словарь детей.
2. Развивающая:
Публикация «Занятие-путешествие в Песочную Страну» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) ;
- развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».
- развивать все сенсорные системы восприятия (зрительная, осязательная, слуховая, вкусовая, обанятельная)
3. Воспитательная:
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
4. Оздоровительная:
- развитие мелкой моторики и тактильно-мнемонической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формулирует произвольное внимание памяти; учит прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
-при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
Методы: объяснительно – иллюстративный, игровой, эвристический, поисково – исследовательский, творческий.
Материалы:
• Водонепроницаемый деревянный ящик или поднос.
Для занятий с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально (30x50x8 см). Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.
• Обычный или цветной песок.
Песок может быть крупным и мелким. Для выравнивания песка можно воспользоваться обычной линейкой.
• миниатюрные фигурок (кукол, грибочков, листочков, фигурок различных животных, машинок, растений (цветов, овощей, фруктов, естественных предметов: ракушек, веточек, камней, фасолин, губки, стаканчики, трубочки для воды
• Настоящие фрукты для игры в «Угадай по запаху» и «Угадай на вкус» (яблоко, лимон, банан, малина, др. ягоды и фрукты)
• Набор музыкальных инструментов для игры «Угадай на слух» (пианино, дудочка, погремушка, барабан, бубенчики, металлофон).
• Тихая, спокойная музыка для релаксации.
Структура занятия :
I. Вводная часть :
1. Приветствие.
2. Повторение правил работы с песком.
II. Основная часть занятия :
1. Упражнения на развитие тактильной чувствительности.
2. Игры и упражнения, направленные на умение анализировать и описывать свои ощущения: зрительные, кинестетические, слуховые, вкусовые, обанятельные.
III. Заключительная часть:
1. Подведение итогов занятия.
2. Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
Ход занятия:
Педагог приглашает детей сесть на стульчики вокруг стола, на котором стоит ящик для песка (прикрытый тканью).
Педагог:
- Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.
Звучит музыка. Дети встают, берутся за руки, идут вокруг стола хороводом (если детки маленькие, то просто кладут ладошки на ткань) и повторяют за педагогом слова:
Ты в ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Педагог снимает ткань с ящика с песком и говорит:
- Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны. Вы пока их не видите, а знаете почему? Они вас еще боятся, не доверяют вам. Ведь они не знают, мы добрые или злые, пришли творить хорошее или плохое.
Педагог:
- Смотрите, к нам пришел Песочный Человечек. (Человечек плачет). Что с тобой случилось? Дети, спросите, почему он плачет.
Песочный человечек :
- Я играл в песке, и дети насыпали мне в лицо песок. Ой, как глазки болят!
Педагог:
- Бедный Человечек! Пожалеем его: не плачь, умоем его. Дети, давайте вспомним, можно сыпать песок в глаза? (Нет). Что нужно делать с песком? (Играть, строить домики, лепить куличи) Не плачь, Человечек, наши дети умеют играть в песке. Давайте повторим правила и расскажем, как играть с песком.
Дети повторяют правила игр с песком (нельзя обсыпаться, разрушать чужие постройки,.)
Педагог:
- Давайте позовем волшебный песок! Волшебный песочек – приди к нам!
Педагог достаёт баночки с разноцветным или с обычным песком. Показывает детям, насыпает песок в ящик, детки подставляют ладошки под «песочный дождик». Педагог говорит:
- Какой он, песок, потрогайте! (Сухой, рассыпается, сыпется, сыпучий).
- Давайте испечем куличи! (Взяли формочки, лепят, пирог не получается). Почему не получается? (Песок сухой, рассыпается). Что нужно сделать, чтобы получилось наше «тесто»? (Добавляют воды, экспериментируя с консистенцией) Отправим пироги в «печь». (На отдельном подносе формируются куличи, пирожные…Позднее - это выставка для родителей).
Педагог предлагает детям поиграть в игру «ОТПЕЧАТКИ РУК». На ровной поверхности песка дети по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке и слегка ее вдавить, прислушаться к своим ощущениям. Можно предложить детям закрыть глазки.
Далее детям раздают «колючие» мячики и педагог говорит:
- К нам пришли в гости ёжики. Давайте покатаем их по песку. Посмотрите, они оставляют следы. Если бы мы могли придумать ежикам имена, какими бы они были? (обращает внимание на свойства – колючий, пушистый, на что похоже)
Кажется, ребята, один из ежиков хочет нам что-то сказать…
Ежик:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кактусик! Очень рад с вами познакомиться! Я вижу, вы ребята добрые, умные! Поможете мне отнести моей бабушке Колючке яблочко в подарок?
Дети:
- Конечно!
-Тогда отправляемся! И Песочного Человечка с собой возьмем!
Целесообразно дать какое-то время детям, чтобы они смогли по своей задумке возвести часть песочной страны (вместе с домиком бабушки Кактусика).
Дети рисуют разные дорожки на песке – прямые линии, волнистые, зигзагообразные (песком другого цвета, пальчиками, палочками, машинками и пр.). Рассматривают, анализируют результаты. Педагог предлагает найти самый короткий путь для нашего ежика.
- Ребята, а кто-то еще оставил тут свои следы. Кто бы это мог быть? Как вы думаете, может, это великан? Может быть, это кошка пробежала? Нет, если бы кошка, тогда следы были бы такие (показывает пальцами “дорожку следов”).
Детям раздаются фигурки животных (собачка, кошка, лошадка). Каждому ребенку предлагается показать следы животного, которое находится у них.
Физминутка.
Дети:
- Раз, два, три – превратились в зайчиков мы.
Воспитатель:
- Скачут зайки на лужайке. Длинные ушки, резвые лапки. От лисы попрятались, кто за пенек, кто под кусток, кто высоко, кто низко, кто слева, а кто справа. А лисичка прошла тихо-тихо, от деревца к деревцу, носом повела, пригляделась, да никого не нашла…Хвостом все следы на нашем песке замела….(Дети совершают соответствующие словам педагога действия, возвращаются к ящику с песком.)
- Давайте теперь выложим наши дорожки при помощи камушек, фасолин, ракушек, бусинок, кто из чего пожелает! Теперь наш Кактусик может беспрепятственно добраться до любимой бабушки!
Бабушка очень обрадовалась и, конечно же, пригласила нас всех к столу. Она приготовила много разных угощений и спрятала их в коробочки. Давайте поиграем – угадаем по запаху, что в какой коробочке лежит. Сначала по запаху, а потом на вкус. (Воспитатель разрезает фрукты на мелкие кусочки и предлагает детям узнать фрукт или ягоду с закрытыми глазами сначала по запаху, а затем на вкус).
- Какие вы молодцы! Но и мы без подарка бабушку Колючку не оставим!
Давайте мы нарисуем на поверхности песка удивительные узоры отдельно каждым пальчиком - поочередно правой и левой рукой. Потом — одновременно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).
Бабушка Колючка, конечно же, благодарит детей за чудесные узоры, нарисованные ей в подарок и прощается с ними, «уходит».
- А теперь поиграем по поверхности песка, как на пианино, всеми пальчиками сразу! Молодцы, как на настоящем пианино получается!
А по звучанию с закрытыми глазами угадаете музыкальный инструмент? Сейчас узнаем! (Проводится игра «Угадай на слух»)
- Какие вы молодцы! А теперь нарисуйте на песке каждый свое настроение. (Педагог показывает, как рисовать улыбающуюся рожицу).
Итог.
Рефлексия: звучит тихая, умиротворяющая, спокойная музыка. Педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья.
Педагог:
- Мы с вами побывали в Волшебной песочной стране. Скажите, с чем мы сегодня работали? (С песком). Какой он бывает? (Сухой, сыпучий). А еще что мы использовали в работе? Кто к нам приходил? (Песочный Человечек, ежик, его бабушка, лисичка, другие животные) Что мы с ними делали? (Оставляли следы, помогали найти дорогу и т. д.). Что вам понравилось сегодня? А что особенно? Вернемся еще в Песочные сказки? До свидания, друзья! До новых встреч!