Нина Жоглова
Опытно-экспериментальная деятельность «Путешествие по морю «Вопросов и ответов»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность
Цель занятия: Расширение представлений детей о свойствах воды.
Задачи:Учить детей выделять свойства воды через проведение опытов.
-Стимулировать самостоятельное формулирование выводов, развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение.
-Воспитывать навыки работы в коллективе.
Воспитатель заводит детей в групповую комнату
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Путешествие по морю „Вопросов и ответов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Дети, сегодня наше занятие будет посвящено воде, давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? (Вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который её наливают, через воду виден рисунок, а через молоко нет, у воды есть температура)
(слышатся шаги)
Воспитатель: Вы слышите, к нам кто-то идёт.
Навстречу выходит пират Джек.
Джек: Как же мне найти эти затонувшие сокровища. Вот задал задачку морской царь Нептун. Мне одному не справиться. О… дети! Может вы, мне поможете?
Дети: Да!
Джек обращается к воспитателю:
Джек: Давайте знакомиться! Я пират Джек. Но вы меня не бойтесь. Я не разбойник, а любитель приключений и путешествий.
(пират здоровается)
Джек: Мой сундук с золотом лежит на дне морском, в царстве царя Нептуна. Чтобы его забрать, нужно выполнить задания. Поможете мне?
Дети: Да, конечно!
Джек: Ну, тогда мы должны отправиться в путешествие по морю «Вопросов и ответов». Для этого нужно произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:
«Сейчас кругом я повернусь и на море окажусь». (Дети проговаривают волшебные слова, поворачиваясь вокруг себя).
(Звучит «волшебная» мелодия).
Джек: Ну, вот мы и на берегу моря, а куда же нам идти дальше? Смотрите письмо от Нептуна: «Чтобы найти карту морских путей, вы должны отгадать загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(ответ : глобус)
Джек: Вы его видите перед собой? (подходим к глобусу). Какой цвет на глобусе преобладает? Что он обозначает? Как вы думаете, на земле много или мало воды?
Вода занимает 71% всей поверхности земли, остальное – суша (рассматриваем глобус). Верно ли, что любую воду можно пить?
Кто знает, какая вода в реках, озерах, прудах? (пресная)
Какая вода в море? (Солёная)
(Ответы детей.)
Пират указывает на карту с заданиями
Джек: Что это? Как вы думаете? Для чего нужна карта?
Предположения детей.
Джек: Куда же нам плыть, как вы считаете?
Дети указывают по карте дорогу
Джек: Нам нужно доплыть до Соляного рифа.
Дети и пират «плывут» к Соляному рифу, изображая передвижение по воде.
1 остановка. Соляной риф.
На столе стоят: 2 сосуда с водой (500мл, 1 - емкостью 1 л. На первом сосуде надпись - соленая вода, на втором сосуде – пресная вода, третий сосуд – пустой; 1 яйцо, ложка.
Джек: Смотрите, морской царь приготовил нам первое испытание. Что находится в сосудах? Как вы думаете?
Ответы детей.
Джек: Прежде, чем приступить к работе, нам надо вспомнить правила поведения во время опытов.
Дети перечисляют правила
Джек: Как вы думаете, для чего нам нужно яйцо?
Предположения детей.
Джек: А давайте яйцо опустим в воду. В какую воду мы опустим его сначала?
Дети выбирают воду. Пират помогает одному ребенку аккуратно опустить яйцо в сосуд с водой при помощи ложки. Если яйцо опустят в сосуд с соленой водой, то оно всплывет. Если они опустят яйцо в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно.
Джек:Что произошло, ребята? Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
(Воспитатель подводит детей к выводу, что из-за содержания большого количества соли вода становится тяжелее обычной и тяжелее чем яйцо, поэтому оно не тонет).
Джек: А хотите, побалуемся? Если смешать соленую и пресную воду, что получится?
Ответы детей. Проводится опыт.
Положить яйцо на дно большого сосуда. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное посередине раствора.
Джек:Вы знаете ребята, что на Земле есть море, в котором из за высокого содержания соли не может жить ни рыба, ни другие организмы – это Мёртвое море.
как вы думаете, если бы в это море попала рыбка, что с ней произошло бы?
Предположения детей. (Вода вытолкнула бы её на поверхность воды)
Джек: Нам нужно двигаться дальше. Куда указывает стрелка на карте?
Дети указывают направление по стрелкам на карте и отправляются в путь.
2 остановка. Мыс чистой воды.
Джек: Что у нас здесь?
Дети перечисляют все предметы, которые видят на столе.
Джек (видя колбу с водой) Я так устал, пить хочу!
Берет колбу с грязной водой. Пытается пить. Дети не дают выпить эту воду, объясняя почему (она грязная, плохая, мертвая, не пригодная для питья).
Джек: Какую воду можно пить?
Ответы детей (чистую, ключевую, питьевую, родниковую).
Джек: Что мы можем сделать с этой водой, чтобы её можно было пить?
Дети: Её можно очистить.
Джек: А как?
Ответы детей
Джек показывает активированный уголь.
Джек: Кто-нибудь знает, что это такое?
Предположения детей.
Джек: Это уголь, но необыкновенный, а специально очищенный которое получают из различных углеродсодержащих материалов, таких как древесный уголь, скорлупа кокоса, грецкого ореха. А называется он «активированный уголь». Для чего он нужен?
Выслушиваются предположения детей
.Он широко используетсяв медицине для очистки организмов животных и людей от токсинов, бактерий.
Джек: Где же его можно взять?
Дети: В аптеке.
Джек: Попробуем очистить воду этим углем? Давайте сделаем угольный фильтр.
Джек показывает детям последовательность проведения опыта. Дети повторяют, используя собственные приборы.
Опыт :взять чистую колбу. В неё опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а сверху кладется активированный уголь. Аккуратно переливать грязную воду через воронку в чистую колбу. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь останется на вате, а в колбу будет капать очищенная вода.
Джек: Ребята, что у вас получилось?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к выводу, что и воду можно очистить, используя активированный уголь.
Джек: Запомните, ребята, грязную воду использовать нельзя! Ее можно очистить, сделав такой фильтр.
Особо чистая вода необходима при производстве продуктов питания, в медицине и других сферах деятельности человека. К воде нужно очень бережно относиться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Джек: Идём дальше? Куда?
Дети указывают направление на карте. Джек читает на карте название.
Физкультминутка (Дети в кругу)
Мы друзья плывём по морю (Медленные плавательные движения руками)
Веселимся на просторе
Побыстрей загребай
И дельфинов догоняй (Быстрые плавательные движения руками с быстрой ходьбой)
3 остановка. Тёплое течение
Джек: Сейчас мы узнаем, что такое пар?
Сосуд с горячей водой накрыть стеклом или зеркалом, через минуту поднять стекло, мы видим капельки воды.
Джек: Так что у нас получилось?
(ответы детей)
Что стало с паром, во что он превратился? Пар превратился в воду. Значит пар – это множество маленьких капель и является агрегатным состоянием воды.
В природе-пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков.
Какие бывают осадки?
Дети: (дождь, снег, град)
Как называется этот природный процесс? (Круговорот воды в природе)
Стихотворение (читает ребёнок)
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Дидактическая игра: «Угадай и покажи» (Дети показывают на карточках правильный ответ)
-Маленькие частички воды, это (пар)
-Какая вода в Мёртвом море? (солёная)
-Какую воду очищает фильтр? (грязную)
- В котором растворе яйцо не тонет? (солёный)
В это время появляется сундучок с сокровищами. Дети находят его.
Джек: Посмотрите, мы прошли весь путь. Спасибо за помощь! Вам пора возвращаться в детский сад, а мне продолжать свое путешествие. А на память о себе, я подарю вам настоящий пиратский головной убор и золотые монеты.
Джек: Закроем глаза и произнесё м волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь и в садике я окажусь!»
Джек: Ну, вот мы и в саду.
Воспитатель: Вам понравилось ваше путешествие?
-Чем вы сегодня занимались?
-Что нового и интересного вы узнали о воде?
- Как вы это делали?
-Кто из детей выполнил задание?
-Как вы думаете, у кого лучше всех это получилось?
(Дети дают обоснованный ответ)
-Какой опыт особенно понравился?
-Как думаете, что нашим гостям понравилось?
(ответы детей)
Джек: Предлагаю на следующем занятии отправиться в новое путешествие и узнать, почему предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле? Почему вода растворяет не все вещества? И почему вода становится мутной, если в неё положить измельчённый мел? Согласны?
Джек: Нам пора прощаться, до новой встречи….
Воспитатель предлагает поделиться впечатлениями с детьми другой группы.
Методическое оснащение: пластиковые стаканчики, палочки для размешивания,прозрачные сосуды разной формы, яйцо, уголь активированный, ватные диски,термос с горячей водой, конверт с письмом, глобус, сундук,"золотые монеты", карта морских путей,аудиозапись, белые халаты на каждого ребёнка.