Римма Николаевна Одинцова
Занятие по трудовому воспитанию для младших школьников «Маленькое дело лучше большого безделья»
Ход занятия.
1. Организационный момент:
- Добрый день! Мы начинаем наше занятие, а начнём мы его с определения нашего настроения. Для этого у меня есть смайлики разного цвета и с разным выражением лица. Я попрошу вас прикрепить на доску картинку с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.
Молодцы. Я желаю вам на занятии быть активными, внимательными и надеюсь, что занятие будет вам интересно и вы узнаете много нового.
2. Сообщение темы:
- Как вы считаете, о чём будет наше занятие? (Ответы детей)
Публикация «Занятие по трудовому воспитанию для младших школьников „Маленькое дело лучше большого безделья“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Наше занятие о труде и называется : «Маленькое дело лучше большого безделья», как говорится в народной пословице.
- Как вы думаете почему, я так назвала занятие? (ответы детей)
Вы ещё маленькие только учитесь трудиться, для того, чтобы став взрослыми могли многое уметь и делать, и тогда вам легче будет в большом мире.
Целеполагание:
- Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии?
( ПОДВЕСТИ ДЕТЕЙ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ: 1. НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ НОВЫЕ ПОДЕЛКИ
2. ДОДЕЛАТЬ ПОДЕЛКУ «Колокольчик»
3. ЗАНИМАТЬСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТРУДА)
- Запомните свои желания, а в конце занятия мне скажите, - всё ли мы выполнили.
3. Актуализация опорных знаний:
Подумайте и скажите, что такое труд. (Ответы детей)
Да, конечно, труд – это работа, дело.
- Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете? (ответы детей)
- Посмотрите на экран прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете.
(рассуждения детей)
- Какие труды, такие и плоды.
- Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто трудиться.
- Не начавши дело - думай, а начавши дело - делай.
-Давайте вспомним, о чём были наши последние занятия.
Посмотрите на экран и вспомните, чем мы занимались на этих занятиях и расскажите. (рассказы детей об изготовлении поделок, ремонте книг, посадка комнатных растений)
ФИЗМИНУТКА
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать — (Приседание)
Раз-два-три-четыре-пять.
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
И на место снова сели,
Принимаемся за дело. (Дети садятся.)
4. Приобретение нового материала
-Ребята, скажите мне, какие виды труда вы знаете? (Ответы детей)
Труд бывает физический и умственный. Что такое физический труд? (Ответы детей)
Физический труд – это вид трудовой деятельности, связанный с приложением физических усилий человека.
- Ребята, а что вы делаете физическим трудом? (Ответы детей)
-Конечно же: вы убираете территорию, дежурите в столовой, ухаживаете за комнатными растениями, вытираете пыль и т. д.
И что такое умственный труд? (Ответы детей)
Умственный труд – это интеллектуальная деятельность, при осуществлении которого рабочим органом является мозг.
Что такое интеллект?
Интеллект - мыслительная способность человека
- А что вы делаете умственным трудом? (уроки, читаете книги, учим стихи, придумываем поделки, рисунки)
Скажите мне, пожалуйста, при выполнении одного дела, мы можем мы заниматься физическим и умственным трудом? (ответы детей) Молодцы! Конечно, мы вначале придумываем, а потом делаем.
Умственный и Физический труд - это две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности.
Мне очень нравится высказывание одного учёного о труде, прочитайте его на экране:
«Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяется умственный и физический труд»
- Как, вы это высказывание понимаете? Молодцы. Что труд тренирует? (Ответы детей)
-Да, труд тренирует интеллект, укрепляет здоровье.
Сейчас я вам предлагаю решить задачу. Каким видом труда вы будите заниматься решая их? Правильно, умственным трудом.
У нас три стола, а вас 10 человек, по сколько человек должны сесть за каждый стол. (Ответы детей)
- Молодцы! За два стола сядет по три человека, а за один четыре.
Прежде, чем мы присядем за столы, скажите мне, что у меня в руках? А зачем нам колокольчик? Ёлочная игрушка у нас готова? Нет, нам нужно её доделать.
-Как, вы считаете, какой вид труда вы будете выполнять? Умницы! Конечно же, вы будите доделывать поделку умственным и физическим трудом. Что не достаёт нашему колокольчику? Умницы, недостаёт того, на что мы будем вешать наш колокольчик на ёлочку. Сейчас вы и будите этим заниматься.
Каждое место подписано и вам нужно найти свою фамилию и сесть возле неё.
Пожалуйста, присаживайтесь.
Творческая работа «Колокольчик»
-У вас на столах всё, что необходимо вам для того, чтобы доделать поделку. Приступайте к работе. (Доделывание ёлочной игрушки)
Молодцы! Замечательные получились у вас колокольчики. Теперь мы их аккуратно положим в коробочку, а потом повесим на ёлочку.
- А сейчас я попрошу вас выполнить физический труд. Уберите за собой рабочее место.
Присаживайтесь на стульчики.
-Посмотрите, у меня в руках шенилловая проволока.
Шенилл (в переводе с французского языка «гусеница»)
— это пушистая ткань намотанная на основу Шенилл используется при обивке мягкой мебели.
Если за основу взять проволоку, то получится шенилловая проволока.
Какая она на ощупь? Из этой проволоки можно сделать разные поделки. У меня в руках снежинка из проволоки шенилл, с которой мы будем проводить опыт.
Опыт со снежинкой
Я попрошу вас встать и подойти к столу. Что вы видите? Да, на столе вода и соль.
Сейчас я вас научу делать искусственный «снег» из воды и соли.
Налейте воду из бутылки в банку и насыпьте соль и перемешайте всё. Что у нас получилось? (ответы детей) Да, у нас получилась солёная вода.
Как вы считаете, что со снежинкой произойдёт, если мы её опустим в солёную воду? Сколько времени должна пролежать снежинка в соли, чтобы получилась в «снегу»? «Снега» в банке мы почти не видим, но если мы опустим в солёную воду снежинку из проволоки шенилл и оставим на некоторое время. Снежинка обрастёт соленым налетом, и она у нас получится в «снегу». Я, держала снежинку в солёной воде несколько дней и посмотрите, что у меня получилось. Какая она теперь на ощупь? У меня получилась снежинка в «снегу»? Нашу снежинку мы оставим в солёной воде на неделю и посмотрим, что у нас получится.
Садитесь на стульчики.
5. Заключительная часть
Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие.
«Маленькое дело лучше большого безделья»
Подходит эта пословица к нашему занятию? Почему, вы так считаете? Да, конечно вы делаете маленькие дела, которые приучают вас к труду и к большой самостоятельной жизни, в которой нет места безделью.
Что нового вы узнали и чем занимались сегодня на занятии? А вспомните, что вы хотели узнать на занятии? Мы всё выполнили?
Сейчас, я попрошу вас прикрепить смайлики с выражением того лица, которое соответствует вашему настроению. Посмотрите и скажите, изменилось ваше настроение? Молодцы. Вы все на занятии работали всеми видами труда, были активны и старались отвечать полными ответами, сделали замечательный колокольчик. Спасибо вам за великолепную работу на занятии.
6. Итог. Ну вот, наше занятие подошло к концу, но это не последнее занятие о труде, мы будем делать ёлочные игрушки и поделки, познакомимся с трудом взрослых.
7. Труд
Я попрошу вас перед уходом взять материал, который мы использовали на занятии и унести в группу. Построились. Всем спасибо!
Спасибо! До новых встреч!