Елена Жданова
Занятие по социально-эмоциональному развитию детей в подготовительной группе «В волшебном лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей в подготовительной группе.
Тема: «В сказочном лесу».
Цель: помочь детям осознать внутренний мир чувств и состояний.
Задачи:
1. Предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться ими с окружающими.
Публикация «Занятие по социально-эмоциональному развитию детей в подготовительной группе „В волшебном лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
2. Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, воображение, фантазию дошкольников, способствовать перевоплощению, эмоциональной передаче характера воображаемого персонажа.
3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, навыки культурного и организованного поведения, заботливое отношение к природе.
Материал: маски сказочных героев, костюм феи, «волшебная палочка», атрибуты леса, белые и разноцветные цветы из картона, кисти, пиктограммы эмоций, мост из крупного строительного материала, коробочки (радости и грусти).
Аннотация к занятию: занятие организовано в рамках действующего в данной группе клуба «Семицветик» на рснове методики М. В. Корепановой «Познаю себя». Цель клуба: познание ребенком самого себя, поиск им своего места в системе социальных отношений; повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе. Занятия по самопознанию проводятся в старшем дошкольном возрасте, 2 раза в месяц и продолжаются в течение 30 – 40 минут. Умственная и физическая перегрузка исключаются, так как дети могут свободно перемещаться по комнате, занимая удобное положение на ковре, стульях. Совместная деятельность строится на использовании разнообразных игр, этюдов, релаксационных упражнений. К моменту проведения данного занятия дети имеют уже достаточный опыт межличностного взаимодействия, позитивно воспринимают предложения взрослых к деятельности, способны думать и рассуждать на многие эмоционально-нравственные темы.
Ход занятия:
I. Мотивация к деятельности.
Дети входят в группу под фонограмму звуков леса и оказываются в «лесном коридоре».
- Ребята, как вам кажется, где мы с вами оказались?
Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает:
- Мы с вами оказались в волшебном лесу. Вы немного попозже узнаете, почему этот лес волшебный.
У леса музыка своя…
Ее послушаем, друзья!
Вот птичьи трели раздались
Вот белка скачет вверх и вниз.
А вот кузнечик затрещал,
По ветке дятел застучал…
II. Определение настроения детей на начало деятельности.
- Посмотрите, вокруг волшебные цветы. Эти цветочки можно собрать, но для этого надо подумать, какой цветок вам хочется взять.
Дети собирают разные цветы: синие, желтые, красные, бордовые, фиолетовые и т. д.
- Давайте поставим наши цветы в вазу и продолжим наше путешествие.
III. Проблемная ситуация.
- Посмотрите, что вы видите на нашем пути? (Река)
- Мы должны пройти через эту реку. Но как?
(Дети предлагают построить мост, так как рядом видят строительный материал).
- Кто будет строить мост? (Мальчики).
Мальчики строят мост, и помогают перейти девочкам.
IV. Игра «Связующая нить».
- Ребята, посмотрите, что мы видим на нашем пути.
Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает:
- Да, это желтый клубочек, и он похож на кусочек солнышка, а его нить – это лучик. Давайте встанем в круг и возьмемся за этот лучик руками. На ваших лицах я вижу улыбки, что вы чувствуете?
Воспитатель обобщает ответы детей:
- Правильно, когда на душе так тепло и весело, хочется говорить приятные слова. Повернитесь друг к другу лицом, и назовите друг друга ласково.
- Посмотрите, под деревцем лежат картинки с разными эмоциями. Выберите каждый из вас ту картинку-эмоцию, которая соответствует вашему настроению.
V. Сюрпризный момент.
- Ребята, пока мы с вами грелись на солнышке, в волшебном лесу кто-то появился. Кто это? (Предположения детей).
- Да, дети. Я фея. И сейчас я с помощью своей волшебной палочки вас превращу в сказочных героев. Хотите?
После положительного ответа детей фея надевает на некоторых из них шапочки сказочных героев (волк, лиса, заяц, попугай, клоун – в зависимости от количества детей).
VI. Игра «Хоровод сказочных героев».
Фея:
- А сейчас мы с вами будем водить хоровод в лесу. Когда мы будем идти по кругу, каждый сказочный герой будет показывать, какой он, какое у него обычно настроение (мимика и пантомима).
Дети идут по кругу: злые волк и Бармалей, хитрая лиса, испуганный заяц, удивленный Буратино, радостный клоун и т. д.
После игры дети снимают шапочки.
VII. Беседа «Коробочки настроения»
Фея:
- Посмотрите, ребята у меня есть две коробочки. Это «коробочки настроения». Как вы думаете, какая из них «коробочка радости», а какая – «коробочка грусти». (Предположения детей).
- Давайте сядем в круг и немного поразмышляем.
- Вспомните радостные события из своей жизни и немного расскажите нам о них и положите цветную фишку в «коробочку радости».
Каждый ребенок в 1 – 2 предложениях вспоминает, когда ему было особенно радостно и кладет фишку в коробочку.
- А теперь расскажите, когда вам было очень грустно, страшно, обидно. Но фишки пока не кладите в коробочку, а держите в руках.
Дети рассказывают и берут в руки по черной фишке.
- Давайте порвем с вами черные фишки, положим их в «коробочку грусти» и скажем «Уходи грусть, страх, тревога».
Дети рвут фишки и кладут их в черную «коробочку грусти».
Фея:
- Ребята, я хочу, чтобы коробочка с радостью осталась у вас. Вы будете пополнять ее радостными воспоминаниями. А коробочку с грустью, печалью, обидой я унесу с собой. До свидания, дети.
Фея уходит.
VIII. Этюд «Шалтай-Болтай».
Воспитатель:
- Давайте с вами немного отдохнем и продолжим путешествие.
Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Дети наклоняют туловище вперед – назад, поворачивают влево – вправо, руки свободно болтаются. На слова «Свалился во сне» падают на пол.
IX. Сюрпризный момент.
Появляется почтальон с письмом.
Здравствуйте, я – почтальон
Всем ребятам мой поклон.
Вот письмо вам, прочитайте.
И загадки разгадайте.
Ну, а мне идти пора
До свиданья, детвора!
X. Игровое упражнение «Дерево поступков».
- Ребята, посмотрите, в конверте – фотографии, на которых лесные жители запечатлели разные поступки детей в лесу. Справа от вас «Дерево хороших поступков», а слева – «Дерево плохих поступков». Давайте разместим фотографии, которые принес почтальон, на деревьях.
Поступки: мальчик ломает ветку, девочка кормит белочку, дети пинают мухомор и т. д.
Дети развешивают картинки-фотографии и делают вывод о том, что люди должны совершать добрые поступки по отношению к растениям, животным, окружающим.
XI. Этюд «Свеча добра».
Дети, передавая свечу по кругу, желают добра, здоровья, счастья друг другу.
XII. Раскрашивание волшебных цветов (определение настроения детей в конце совместной деятельности).
- Ребята, посмотрите. Что случилось с волшебными цветами в лесу. Почему они все белые? (Предположения детей).
- Мы же с вами привыкли совершать только хорошие поступки, давайте поможем цветочкам и раскрасим их в разные цвета. А прежде, чем мы начнем это делать, давайте поиграем с пальчиками.
XIII. Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы рук соединяют в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки)
1, 2, 3, 4, 5
(Поочередно соединяют одноименные пальцы)
Начинай считать опять
(Касаются подушечками одноименных пальцев)
1, 2, 3, 4, 5
(Поочередное касание)
Мы закончили считать
(Встряхивают кистями опущенных вниз рук).
Дети раскрашивают цветы и украшают лесную полянку. Воспитатель сравнивает их с цветами, выбранными детьми вначале деятельности с целью выявления изменений в настроении детей.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольноговозраста.
2. Бычкова С. С. Формирования умения общения со сверстниками у старших дошкольников.
3. Данилина Т. А., Задгенидзе В. Я., Степина Н. М. в мире детских эмоций.
4. Корепанова М. Ю. Познаю себя
5. Кряжева Л. Н. мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет.
6. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных чувств у детей.
7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия и игры.
8. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.
9. Семенака С. И. уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5 – 7 лет.
10. Семенака С. И. Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5 – 8 лет.