Светлана Александровна Щетинина
Занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Уточнить и закрепить представление детей о зимующих птицах : внешнем виде, повадках, питании. Закреплять умение называть месяцы года. Учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания.
Расширять словарный запас. Развивать связную речь, слуховое внимание, общую и мелкую моторику. Воспитывать интерес к зимующим птицам; сочувствие и сопереживание по отношению к пернатым.
Публикация «Занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Словарная работа: зимующие, пернатые, кормушка, подкормка, уничтожают.
Материал: картинки с изображением зимних птиц, перелетных птиц, плоскостные фигурки зимних птиц, письмо-просьба, письмо-благодарность, посылка с подкормкой, 2 коробочки с надписью «зимние птицы», «перелетные птицы». Подкормка, заготовки для кормушек, контейнеры с фасолью (на каждого ребенка, дерево на подставке.
Ход занятия:
Настроить детей на рабочую обстановку, коротко напомнить детям правила поведения.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуйте их, пожалуйста! ( дети здороваются: девочки улыбаются; мальчики с поклоном головы.) Воспитатель: Мне бы очень хотелось, чтобы наши гости увидели вас с лучшей стороны. Постарайтесь быть внимательными, активными, дисциплинированными.
Воспитатель: Начнем наше занятие с тренировки памяти. Давайте-ка вспомним все месяцы года.
Воспитатель: Назовите первый месяц зимы, второй месяц лета, третий осени. (Дети по очереди называют месяца года по сезонам).
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А что было до зимы?
Дети: До зимы была осень.
Воспитатель: А что в этом году принесла нам зима?
Дети: Зима принесла сильные морозы и снегопады.
Воспитатель: Да, характер у зимы лютый. Особенно достается от нее птицам. Некоторые птицы не стали с ней спорить и улетели в теплые края. Но есть и такие, которые несмотря, ни на что, остались зимовать.
Воспитатель: Как называют этих смелых птиц?
Дети: Зимующие
Загадки-описания «Что за птица?»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете этих птиц?
Дети: Знаем!
Воспитатель: А сможете ли вы отгадать их по моему словесному описанию?
Дети: Сможем!
Воспитатель: Тогда слушайте и отгадывайте!
• Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но он же драчливый, боевой, удалой (воробей).
• Толстый, с алой грудкой, малоподвижный (снегирь)
• Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый (дятел)
• Ловкая, подвижная, чернохвостая, белобокая (сорока)
• Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница (ворона)
• Маленькая, на желтом брюшке черная полоска, юркая, ловкая (синица)
• Нарядная, с розовато-серым тельцем с желтой полоской на конце хвостика, с задорным хохолком на голове (свиристель)
Воспитатель: Молодцы! Вы быстро и правильно, отгадали всех птиц по описанию. Ну, а на картинках этих птиц, я думаю, вы узнаете без особого труда. Верно?
Дети: Да!
Д/и «Помогите Паше и Маше»
(создание проблемной ситуации)
Воспитатель: Тогда, помогите Паше и Маше! Паша и Маша живут в одном доме со мною. Совсем недавно они стали коллекционировать картинки, марки с изображением зимующих птиц. Один из них собирает зимних, а другой перелетных.
Воспитатель: Как вы думаете, кто из них собирает зимних птиц?
Мальчик: Я думаю - это Паша!
Воспитатель: Почему ты так думаешь?
Мальчик: Наверное, потому, что зимние птицы больше нравятся мальчикам за то, что они смелые и выносливые.
Воспитатель: Правильно, так оно и есть. Так вот, вчера они несли свои коробочки с картинками. Вдруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, сорвал крышки с коробок и все картинки разлетелись и перемешались.
Воспитатель: Как бы вы, девочки повели себя в такой ситуации?
Девочка: Я бы, наверное, расплакалась.
Воспитатель: Да, Маша действительно расплакалась.
Воспитатель: Интересно, а как бы проявили себя наши мальчики, оказавшись на Пашином месте?
Мальчик: Я бы сильно огорчился, но плакать бы не стал, ведь я будущий мужчина, а мужчины не плачут. А еще бы, я успокоил бы Машу.
Воспитатель: Именно так все и было. Как раз в этот момент я проходила мимо. Я сказала: «Не плачь Маша, не огорчайся Паша, мои дети очень хорошо знают как зимних, так и перелетных птиц, они помогут вам правильно разложить картинки».
Воспитатель: Поможем детям?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Тогда приступайте: мальчики будут собирать зимних птиц, а девочки перелетных.
(Дети по очереди берут по одной картинке, например: снегирь - зимняя птица, утка - перелетная птица и раскладывают по коробкам.)
Воспитатель: Замечательно, Паша и Маша будут вам очень благодарны.
Д/у «Что могут делать зимние птицы?»
Воспитатель: Дети, придумайте и скажите одним словом, что могут делать
птицы.
(дети называют и по цепочки усаживаются на стульчики.)
летать
махать
прыгать
клевать
вить
откладывать
высиживать
уничтожать
щебетать
петь
галдеть
кричать
Д/ у: «Кто как поет?»
Воспитатель: Все птицы разные, одни нарядные, другие невзрачные. Одни юркие, другие малоподвижные. Но зато все они могут петь. Сейчас я буду называть зимних птиц, а вы отвечайте, как они поют, используя слова он, она, они.
• Ворона (она каркает)
• Воробей (он чирикает)
• Синица (она тинькает)
• Сорока (она стрекочет) и т. д.
Дыхательное упражнение «Птичий базар»
(Дети имитируют голоса птиц)
Воспитатель: Ребята, давайте, повеселимся, устроим «птичий базар». Пусть каждый из вас споет песенку любимой зимней птички!
(дети одновременно подают голос птиц).
Дети: Ворона (кар-кар.)
Галка (каакаа.)
Сорока (чачача.)
Воробей (чивчив. чирчир.)
Синица (тиньтинь. .синьсинь.)
Свиристели (свирисвиристи.) и т. д.
Воспитатель: Замечательный, веселый, звонкий хор птичек у вас получился.
Д/и «Чем питаются летом птицы?»
Воспитатель: Так весело было птицам летом, когда они были сыты.
Воспитатель: А чем они питались летом?
(воспитатель подносит игрушечную кастрюльку, а дети движением руки показывают, как кладут туда насекомых.)
жуками
кузнечиками
личинками
букашками
и т. д.
Д/и «Чем питаются птицы зимой?»
Воспитатель: А вот зимой пернатым найти корм куда тяжелее. Чем же они питаются в это время года?
ягодами рябины
ягодами барбариса
семенами шишек
семенами прошлогодней травы
почками деревьев
отыскивают насекомых, личинок в трещинах коры
а еще их подкармливают добрые люди: крупой, крошками хлеба, семечками.
Физминутка «Веселый воробей»
(инсценировка песни)
Воспитатель: Вы правы, как только не ухитряются зимние птицы добывать себе еду.
Воспитатель: Ребята, давайте, мы расскажем нашим гостям, как мы подкормили воробья и что из этого получилось.
Д/и «А знаете ли вы?»
Воспитатель: Ребята, сядьте поудобнее. А сейчас пусть каждый из вас представит себя в роли ведущего телепередачи «В мире животных» и сообщит что-нибудь интересное о зимних птицах.
Воспитатель: И так в эфире рубрика «А знаете ли вы?»
1 ребенок: А знаете ли вы, что птица клест выводит птенцов зимой?
2 ребенок: А знаете ли вы, что у снегиря брюшко красное, а у самочки серое?
3 ребенок: А знаете ли вы, что свиристелей за красоту оперения в народе зовут красавками?
4 ребенок: А знаете ли вы, что галка скачет боком? и т. д.
Воспитатель: Молодцы много интересного вы знаете про зимних птиц
Д/и «Подкорми птиц».
Воспитатель: А знаете ли вы, мои любознательные дети, что сегодня к нам в группу пришла посылка. Не догадываетесь от кого? Тогда слушайте!
а) Письмо-просьба
«Здравствуйте, дорогие ребята! Начну свое письмо с главного. Вчера я прочитала стихотворение А. Яшина, которые тронуло меня до глубины собачьего сердца. Вот послушайте. (воспитатель читает стих А. Яшина «Подкормите птиц».).
И я сразу же принялась за работу. Но одной мне не справиться. Я знаю, что вы добрые дети и поможете зимним птичкам. Все необходимое высылаю».
Ваша умная собачка Соня.
б) Работа с заготовками кормушек
Воспитатель: Посмотрим, что она нам прислала. Кормушки. Но они не сделаны до конца.
Воспитатель: Как вы думаете, кто выполнил работу?
Мальчики: Мы!
Воспитатель: Кто мы?
Мальчики: Мальчики!
Воспитатель: Конечно же, она поручила это мальчикам. Ведь они наши будущие, кто? Инженеры, столяры, плотники, мастера.
в) сортировка корма
Воспитатель: А еще здесь продукты. Их надо пересмотреть, все ли можно использовать для подкормки птиц. Этим займутся наши девочки. Ведь они наши будущие хозяйки.
Воспитатель: Мальчики, кормушки готовы?
Мальчики: Да!
Воспитатель: Девочки, а подкормка готова?
Девочки: Да!
Воспитатель: Девочки, что вы отобрали для подкормки?
Девочки: семена подсолнечника, семена тыквы, арбуза, крупу: пшено, овсяные хлопья, крошки хлеба, сало несоленое, творог. Все то, чем можно подкармливать птиц.
Воспитатель: А теперь положите это все в кормушки!
Воспитатель: Ну, вот и все готово!
г) толкование пословицы
Воспитатель: Ребята, в народе говорят: «Подкорми птиц зимой, и они скажут тебе спасибо летом».
Воспитатель: Как вы понимаете это высказывание?
Дети: Это значит, они отплатят тем, что уничтожат вредных насекомых на полях, в садах и огородах.
Воспитатель: Я вполне согласна с тобой.
Пальчиковая гимнастика «Чудные птицы».
Воспитатель: Непонятно, почему птицы не прилетают. А давайте мы их позовем. Мы будем бросать семена фасоли и приговаривать. Они услышат шум падающих семян и прилетят к кормушкам.
(дети читают четверостишие, а воспитатель вывешивает фигурки зимних птиц на дерево)
Снегирь и сорока, клест и синицы
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они были по-прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами!
Воспитатель: Теперь порядок!
Посмотрите, же сколько прилетело!
1) Итоговая беседа.
Воспитатель: ребята, кому мы посветили все наше занятие?
Дети: зимним птицам.
Воспитатель: что должны помнить люди о зимних птицах?
Дети: они должны понимать, что птицы нуждаются в их помощи.
2) Сюрпризный момент.