Папки-передвижки

Занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимующие птицы»

Светлана Александровна Щетинина
Занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание.

Уточнить и закрепить представление детей о зимующих птицах : внешнем виде, повадках, питании. Закреплять умение называть месяцы года. Учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания.

Расширять словарный запас. Развивать связную речь, слуховое внимание, общую и мелкую моторику. Воспитывать интерес к зимующим птицам; сочувствие и сопереживание по отношению к пернатым.

Публикация «Занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Словарная работа: зимующие, пернатые, кормушка, подкормка, уничтожают.

Материал: картинки с изображением зимних птиц, перелетных птиц, плоскостные фигурки зимних птиц, письмо-просьба, письмо-благодарность, посылка с подкормкой, 2 коробочки с надписью «зимние птицы», «перелетные птицы». Подкормка, заготовки для кормушек, контейнеры с фасолью (на каждого ребенка, дерево на подставке.

Ход занятия:

Настроить детей на рабочую обстановку, коротко напомнить детям правила поведения.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуйте их, пожалуйста! ( дети здороваются: девочки улыбаются; мальчики с поклоном головы.) Воспитатель: Мне бы очень хотелось, чтобы наши гости увидели вас с лучшей стороны. Постарайтесь быть внимательными, активными, дисциплинированными.

Воспитатель: Начнем наше занятие с тренировки памяти. Давайте-ка вспомним все месяцы года.

Воспитатель: Назовите первый месяц зимы, второй месяц лета, третий осени. (Дети по очереди называют месяца года по сезонам).

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: А что было до зимы?

Дети: До зимы была осень.

Воспитатель: А что в этом году принесла нам зима?

Дети: Зима принесла сильные морозы и снегопады.

Воспитатель: Да, характер у зимы лютый. Особенно достается от нее птицам. Некоторые птицы не стали с ней спорить и улетели в теплые края. Но есть и такие, которые несмотря, ни на что, остались зимовать.

Воспитатель: Как называют этих смелых птиц?

Дети: Зимующие

Загадки-описания «Что за птица

Воспитатель: Ребята, а вы знаете этих птиц?

Дети: Знаем!

Воспитатель: А сможете ли вы отгадать их по моему словесному описанию?

Дети: Сможем!

Воспитатель: Тогда слушайте и отгадывайте!

• Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но он же драчливый, боевой, удалой (воробей).

• Толстый, с алой грудкой, малоподвижный (снегирь)

• Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый (дятел)

• Ловкая, подвижная, чернохвостая, белобокая (сорока)

• Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница (ворона)

• Маленькая, на желтом брюшке черная полоска, юркая, ловкая (синица)

• Нарядная, с розовато-серым тельцем с желтой полоской на конце хвостика, с задорным хохолком на голове (свиристель)

Воспитатель: Молодцы! Вы быстро и правильно, отгадали всех птиц по описанию. Ну, а на картинках этих птиц, я думаю, вы узнаете без особого труда. Верно?

Дети: Да!

Д/и «Помогите Паше и Маше»

(создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Тогда, помогите Паше и Маше! Паша и Маша живут в одном доме со мною. Совсем недавно они стали коллекционировать картинки, марки с изображением зимующих птиц. Один из них собирает зимних, а другой перелетных.

Воспитатель: Как вы думаете, кто из них собирает зимних птиц?

Мальчик: Я думаю - это Паша!

Воспитатель: Почему ты так думаешь?

Мальчик: Наверное, потому, что зимние птицы больше нравятся мальчикам за то, что они смелые и выносливые.

Воспитатель: Правильно, так оно и есть. Так вот, вчера они несли свои коробочки с картинками. Вдруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, сорвал крышки с коробок и все картинки разлетелись и перемешались.

Воспитатель: Как бы вы, девочки повели себя в такой ситуации?

Девочка: Я бы, наверное, расплакалась.

Воспитатель: Да, Маша действительно расплакалась.

Воспитатель: Интересно, а как бы проявили себя наши мальчики, оказавшись на Пашином месте?

Мальчик: Я бы сильно огорчился, но плакать бы не стал, ведь я будущий мужчина, а мужчины не плачут. А еще бы, я успокоил бы Машу.

Воспитатель: Именно так все и было. Как раз в этот момент я проходила мимо. Я сказала: «Не плачь Маша, не огорчайся Паша, мои дети очень хорошо знают как зимних, так и перелетных птиц, они помогут вам правильно разложить картинки».

Воспитатель: Поможем детям?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Тогда приступайте: мальчики будут собирать зимних птиц, а девочки перелетных.

(Дети по очереди берут по одной картинке, например: снегирь - зимняя птица, утка - перелетная птица и раскладывают по коробкам.)

Воспитатель: Замечательно, Паша и Маша будут вам очень благодарны.

Д/у «Что могут делать зимние птицы

Воспитатель: Дети, придумайте и скажите одним словом, что могут делать

птицы.

(дети называют и по цепочки усаживаются на стульчики.)

летать

махать

прыгать

клевать

вить

откладывать

высиживать

уничтожать

щебетать

петь

галдеть

кричать

Д/ у: «Кто как поет?»

Воспитатель: Все птицы разные, одни нарядные, другие невзрачные. Одни юркие, другие малоподвижные. Но зато все они могут петь. Сейчас я буду называть зимних птиц, а вы отвечайте, как они поют, используя слова он, она, они.

• Ворона (она каркает)

• Воробей (он чирикает)

• Синица (она тинькает)

• Сорока (она стрекочет) и т. д.

Дыхательное упражнение «Птичий базар»

(Дети имитируют голоса птиц)

Воспитатель: Ребята, давайте, повеселимся, устроим «птичий базар». Пусть каждый из вас споет песенку любимой зимней птички!

(дети одновременно подают голос птиц).

Дети: Ворона (кар-кар.)

Галка (каакаа.)

Сорока (чачача.)

Воробей (чивчив. чирчир.)

Синица (тиньтинь. .синьсинь.)

Свиристели (свирисвиристи.) и т. д.

Воспитатель: Замечательный, веселый, звонкий хор птичек у вас получился.

Д/и «Чем питаются летом птицы

Воспитатель: Так весело было птицам летом, когда они были сыты.

Воспитатель: А чем они питались летом?

(воспитатель подносит игрушечную кастрюльку, а дети движением руки показывают, как кладут туда насекомых.)

жуками

кузнечиками

личинками

букашками

и т. д.

Д/и «Чем питаются птицы зимой

Воспитатель: А вот зимой пернатым найти корм куда тяжелее. Чем же они питаются в это время года?

ягодами рябины

ягодами барбариса

семенами шишек

семенами прошлогодней травы

почками деревьев

отыскивают насекомых, личинок в трещинах коры

а еще их подкармливают добрые люди: крупой, крошками хлеба, семечками.

Физминутка «Веселый воробей»

(инсценировка песни)

Воспитатель: Вы правы, как только не ухитряются зимние птицы добывать себе еду.

Воспитатель: Ребята, давайте, мы расскажем нашим гостям, как мы подкормили воробья и что из этого получилось.

Д/и «А знаете ли вы?»

Воспитатель: Ребята, сядьте поудобнее. А сейчас пусть каждый из вас представит себя в роли ведущего телепередачи «В мире животных» и сообщит что-нибудь интересное о зимних птицах.

Воспитатель: И так в эфире рубрика «А знаете ли вы?»

1 ребенок: А знаете ли вы, что птица клест выводит птенцов зимой?

2 ребенок: А знаете ли вы, что у снегиря брюшко красное, а у самочки серое?

3 ребенок: А знаете ли вы, что свиристелей за красоту оперения в народе зовут красавками?

4 ребенок: А знаете ли вы, что галка скачет боком? и т. д.

Воспитатель: Молодцы много интересного вы знаете про зимних птиц

Д/и «Подкорми птиц».

Воспитатель: А знаете ли вы, мои любознательные дети, что сегодня к нам в группу пришла посылка. Не догадываетесь от кого? Тогда слушайте!

а) Письмо-просьба

«Здравствуйте, дорогие ребята! Начну свое письмо с главного. Вчера я прочитала стихотворение А. Яшина, которые тронуло меня до глубины собачьего сердца. Вот послушайте. (воспитатель читает стих А. Яшина «Подкормите птиц».).

И я сразу же принялась за работу. Но одной мне не справиться. Я знаю, что вы добрые дети и поможете зимним птичкам. Все необходимое высылаю».

Ваша умная собачка Соня.

б) Работа с заготовками кормушек

Воспитатель: Посмотрим, что она нам прислала. Кормушки. Но они не сделаны до конца.

Воспитатель: Как вы думаете, кто выполнил работу?

Мальчики: Мы!

Воспитатель: Кто мы?

Мальчики: Мальчики!

Воспитатель: Конечно же, она поручила это мальчикам. Ведь они наши будущие, кто? Инженеры, столяры, плотники, мастера.

в) сортировка корма

Воспитатель: А еще здесь продукты. Их надо пересмотреть, все ли можно использовать для подкормки птиц. Этим займутся наши девочки. Ведь они наши будущие хозяйки.

Воспитатель: Мальчики, кормушки готовы?

Мальчики: Да!

Воспитатель: Девочки, а подкормка готова?

Девочки: Да!

Воспитатель: Девочки, что вы отобрали для подкормки?

Девочки: семена подсолнечника, семена тыквы, арбуза, крупу: пшено, овсяные хлопья, крошки хлеба, сало несоленое, творог. Все то, чем можно подкармливать птиц.

Воспитатель: А теперь положите это все в кормушки!

Воспитатель: Ну, вот и все готово!

г) толкование пословицы

Воспитатель: Ребята, в народе говорят: «Подкорми птиц зимой, и они скажут тебе спасибо летом».

Воспитатель: Как вы понимаете это высказывание?

Дети: Это значит, они отплатят тем, что уничтожат вредных насекомых на полях, в садах и огородах.

Воспитатель: Я вполне согласна с тобой.

Пальчиковая гимнастика «Чудные птицы».

Воспитатель: Непонятно, почему птицы не прилетают. А давайте мы их позовем. Мы будем бросать семена фасоли и приговаривать. Они услышат шум падающих семян и прилетят к кормушкам.

(дети читают четверостишие, а воспитатель вывешивает фигурки зимних птиц на дерево)

Снегирь и сорока, клест и синицы

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они были по-прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами!

Воспитатель: Теперь порядок!

Посмотрите, же сколько прилетело!

1) Итоговая беседа.

Воспитатель: ребята, кому мы посветили все наше занятие?

Дети: зимним птицам.

Воспитатель: что должны помнить люди о зимних птицах?

Дети: они должны понимать, что птицы нуждаются в их помощи.

2) Сюрпризный момент.

Публикации по теме:

День Зимующих птиц. Проект «Зимующие птицы»День Зимующих птиц. Проект «Зимующие птицы» 15 января – День Зимующих птиц Проект «Зимующие птицы». Цель: уточнение и расширение представлений у детей о зимующих птицах нашего края;.

Презентация «Как птицы и звери к зиме готовятся» Дети, в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов, о том, как они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимующие птицы»
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 01:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Щетинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД