Елена Мусягина
«Звук [А] и буква «А». Занятие по речевому развитию для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Звук и буква А.
1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет.
2. Напомните: звук А можно петь, тянуть, громко крикнуть.
Звуки, которые можно петь, тянуть называются гласными. Обозначаются красным цветом.
3. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антенна)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
4. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].
5. Выучить чистоговорки:
А-а-а — шире ротик, детвора.
А-а-а — у меня болит нога.
Звук и буква О.
1. Послушай слова и назови первый звук в каждом слове:
Окна, осы, Оля, облако, овощи.
2. Я буду называть много предметов, а ты один:
Кольца – кольцо, зёрна -, стёкла - …., сёдла - …., крылья - …., перья - …., звенья - …., колёса - …., окна - ….
3. Вклеить или нарисовать в тетрадь картинки с изображением предметов, названия которых начинается со звука О.
4. Повторить чистоговорки:
О-о-о- я надел пальто.
О-о-о – мне тепло.
5. Выучить стихотворение про букву О.
Буква О, как огурец.
Где начало? Где конец?
6. Печатать букву О в тетрадях (2 – 3 строчки).
7. Анализ звуко-буквенных рядов: ОА, УО.
Износит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы:
- Какой первый звук?
- Какой второй звук?
8. Читать:
А…У…. О
АО…УА….ОУ
АУ…УО… ОА
Звук и буква И.
1. Послушай слова, назови первый звук в каждом слове:
Иволга, игры, ивушка, Ира, имя.
2. Я буду говорить про один предмет, а ты – про много:
Утюг – утюги, сапог -, носок - …., паук - …., чулок - …., замок - …., комок - ….
3. Повторить чистоговорки:
И-и-и – ротик к ушкам растяни;
И-и-и – хорошо сиди;
И-и-и – песенку тяни.
4. Выучить стихотворное описание буквы И.
Покатились прямо вниз,
Вправо до небес взвились,
Снова резко вниз упали.
Букву И мы написали.
5. Печатать букву И в тетрадях (2 – 3 строчки).
6. Анализ звуко-буквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА, УАИ, АУИ.
Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы:
- Какой первый звук?
- Какой второй звук?
- Какой третий звук?
7. Читать:
И…А…У…
ИА АИ…УА…АИ…АУ…УИ
: Звук и буква Э
1. Вспомнить характеристику звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.
2. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
3. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово: электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
4. Вклеить (нарисовать) в тетрадь картинки со звуком Э.
5. Выучить стих
Буква Э открыла рот:
То ль зевает, то ль поет.
О. Гофман
6. Печатать букву Э в тетрадях (2 – 3 строчки).
7. Анализ звуко-буквенных рядов: АИУЭ, УЭА, ИОЭ, УАЭ, ЭАУИ.
Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы:
- Какой первый звук?
- Какой второй звук?
- Какой третий звук? и т. д.