ирина выродова
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Замечательные люди города Богородицка. А. Т. Болотов»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Название занятия:
«Замечательные люди города Богородицка. А. Т. Болотов.
II. Программное содержание:
Образовательные задачи:-Уточнить знания детей о названии родного города, о главных его достопримечательностях;
-Познакомить детей с жизнью и деятельностью замечательного человека -Андрея Тимофеевича Болотова, ученого, писателя, агронома, основателя Богородицкого парка;
Воспитательные задачи:
-Воспитывать желание знать историю жизни замечательных людей, своего города, его достопримечательностей;
Публикация «Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе „Замечательные люди города Богородицка, А, Т, Болотов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
-Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать свой город красивее;
Развивающие задачи:
-Развивать и поддерживать стремление детей узнавать и рассказывать историю своего города, людей, живших и внесших огромный вклад в его развития;
-Развивать память, умение правильно строить предложения;
-Развивать интеллектуальные способности детей.
Ш. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий г. Богородицка; экскурсия в парк, во Дворец графов Бобринских.
IV. Материал и оборудование:
-портрет А. Т. Болотова, иллюстрации с видом старого и современного парка, план города, фотографии города, карточки для игры: «Назови дерево», Картинка – пазлы «Любимый Богородицк», атрибуты для игры «Посади яблоньку»
V. Ход занятия
-Дети, как называется город, в котором вы живете?
-Правильно, наш город называется Богородицк.
-Какие достопримечательности нашего города вы знаете?
(Дворец графа Бобринского, парк, музей ремесел, Казанская церковь,
Успенская церковь, Дворец культуры, спортивная школа, площадь Ленина, памятники Пушкину, чернобыльцам, воинам интернациналистам и т. д.)
-Молодцы!
Сегодня мы с вами будем беседовать о нашем старинном парке, и о человеке,
который создал этот парк.
-Кто знает, чье имя носит наш парк?
- Молодцы. Он носит имя своего создателя Андрея Тимофеевича Болотова
Посмотрите, перед вами портрет Андрея Тимофеевича Болотова. Андрей Тимофеевич родился в семье военного и до 12 лет жил с родителями в родовом имении Дворяниново Тульской губернии. Родители Андрея Тимофеевича умерли рано. Из Дворяниново, от шумных игр и детских забав, от рисования и воскресного чтения он вскоре перенесся к военной жизни. Во время военной службы он много читал, изучал языки, писал статьи в журналы. В его голове рождались проекты, которые он хотел осуществить в своем имении.
Именно на тульской земле, в Дворяниново проявился талант Болотова как писателя, журналиста, ученого агронома, человека разносторонних знаний и наклонностей. С утра до вечера он работал в саду, выводил новые сорта деревьев, саженцы, изучает агротехнику.
Слава о Болотове, как о знатоке сельского хозяйства, разнеслась по всей России, это сыграло решающую роль при назначении его управляющим имением графа Бобринского в г. Богородицке в 1776году.
А вы знаете, дети, что только в XVIII веке в России начали сажать картофель, который мы с вами все любим, и стали выращивать яблоневые сады. Этому мы обязаны бурной деятельности А. Т. Болотова. До этого в нашей стране картофель и яблоки не росли.
Игра «Посади яблоньку»
(дети делятся на две команды, каждая выполняет в определенной последовательности действия «посадки яблони»:1–й - берет лопату, 2-й -«выкапывает» ямку, 3-й- берет лейку и «поливает» лунку, 4-й -берет черенок яблони и сажает в лунку, 5-й «закапывает» черенок, 6-й –поливает. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит всю последовательность).
Физкультминутка
В нашем парке на опушке (ходьба на месте)
Выросло два дуба. (руки через стороны вверх- вниз)
Вот такой ширины, (руки в стороны)
Вот такой вышины. (руки поднять вверх и встать на носочки)
Мы под дубом посидим, посидим, (присесть на корточки)
И по сторонам поглядим, поглядим. (повороты головой вправо, влево)
А затем побегаем, (бег на месте)
А затем попрыгаем, (прыжки на месте)
И присядем отдохнем,
Историю города учить начнем. (дети садятся на стулья)
-Дети, вы часто гуляете по парку с родителями, мы с вами ходили на экскурсию в парк, вспомните, что интересного вам запомнилось?
(множество старых, больших деревьев, березовая аллея, дворец в окружении множества деревьев, солнечная поляна, усаженная цветами, церковь, художественная школа, памятник А. Т. Болотову на марсовом поле и т. д.)
- Правильно дети.
И этот парк ставший знаменитым на всю Россию, был создан двести лет назад жившим тут замечательным человеком-ученым, энциклопедистом, писателем, просветителем, мастером ландшафтной архитектуры - Андреем Тимофеевичем Болотовым. Среди дорогих нам памятников истории и культуры народа, которыми богата наша страна, этому парку принадлежит свое, особое место. Немало сил отдал Андрей Тимофеевич Богородицкому парку, ставшему поистине «чудом здешних мест».
Двадцать лет провел Болотов в Богородицке. Он оставил о себе большую, добрую память.
При посадке деревьев в парке Андрей Тимофеевич использовал местную флору - из соседних лесов.
- Дети, породы каких деревьев вы видели в парке? (береза, осина, дуб, клен, ясень, рябина, черемуха, калина, ива, жимолость, смородина, крушина.)
Д/и «Назови дерево»
(дети быстро называют названия деревьев изображенных на картинках)
-Молодцы, правильно.
В кратчайший срок холмистые берега Большого Богородицкого пруда стали неузнаваемыми, покрылись живописными рощами, перелесками, которые чередовались со светлыми полянами. Болотов очень тщательно «отделывал» пруд и его берега. Чтобы они выглядели живописнее, на них были насыпаны холмики, береговой линии, он придал извилистые очертания, пруд был сделан длинным и несколько изогнутым.
На кругом берегу Большого пруда были найдено отложение песка, составляющее огромную слежавшую глыбу.
Болотову пришла мысль высечь внутри этой глыбы светлые пещеры, так, чтобы по ним можно было ходить, любуясь красотой песков. Получились очень красивые подземные здания - с окнами, дверями, колоннами.
-Посмотрите на эти иллюстрации.
Это «Жилище Эхи», а это внутренний вид пещер,которые были сделаны под руководством А. Т. Болотова в нашем парке в 18 веке.
С востока к усадьбе дворца подходит широкая березовая аллея. (показ иллюстраций)
Она была посажена еще при Болотове. Аллея стала главной подъездной дорогой к дворцу. «Увеселительный лесок» разбитый Болотовым перед дворцом на каждом шагу преподносил что-нибудь интересное. В любом уголке его можно было отдохнуть. Расставленные повсюду лавочки, диванчик приглашали посидеть или полежать, любуясь красотой природы или предаться беседе с друзьями. Позднее она получила название Церериной рощи.
Под его руководством Богородицкие слободы переводились на новое место, по другую сторону пруда, напротив дворца, и из них образовался город, в котором мы с вами сейчас живем. Болотов придал ему правильную лучевую планировку, которая связывала воедино городские кварталы и дворец. Центром расходящихся лучей был овальный зал дворца. Посмотрите внимательно на план города.
Вы видите, такая лучевая планировка города сохранена до сих пор.
Если мы поднимемся на смотровую площадку дворца, и посмотрим на город, то увидим, что весь город как бы разделен на пять частей-лучей, сходящиеся в единый центр.
Парк является местом отдыха и источником радостей и удовольствий для жителей города.
Можно долго бродить по старому Богородицкому парку. Многое изменилось в парке со времен его строительства. Если по винтовой лестнице внутри дворца взобраться на смотровую площадку, и окинуть взглядом парк, то увидишь, что с крыши дворца он кажется особенно огромным. Вершины деревьев смыкаются в сплошной зеленый массив, который уходит чуть не до самого горизонта. И наверно все мы испытываем чувство благодарности к человеку, создавшему здесь, на голом месте, это зеленое великолепие. И этим человеком является Андрей Тимофеевич Болотов.
-Дети, с жизнью какого замечательного человека мы сегодня познакомились? (А. Т. Болотова).
-Основателем, какой достопримечательности нашего города он является? (парка).
- Кем был по профессии А. Т. Болотов?
-Как расположены улицы в нашем городе?
- Для чего нужен парк?
- Молодцы ребята, думаю вы запомнили мой рассказ.
Игра «Собери картинку «Любимый Богородицк»
В итоге ребенок читает четверостишие:
Богородицк наш любимый,
Богородицк наш родной,
Болотовым преобразимый,
Будешь вечно молодой.
На этом наше знакомство с А. Т. Болотовым подошло к концу.