Ирина Лебедева
Закаливание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливание
– это тренировка организма человека путём воздействия на него природных факторов.
Регулярное воздействие повышает устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию за счёт повышения эластичности клеток кровеносных сосудов.
Закаливающие процедуры в ДОУ – это целостная система мероприятий, в которую входят закаливание организма на ежедневной основе и специально организованные процедуры. К специально организованным процедурам относятся воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, прогулки, физкультурные занятия на открытом воздухе. Задача закаливания в ДОУ – воспитание физически здорового человека за счёт повышения иммунитета, способного без последствий для здоровья реагировать на определённые погодные условия.
Публикация «Закаливание в детском саду» размещена в разделах
Реализация комплекса закаливания в детском саду:
• гарантирует низкую восприимчивость детей к температурным перепадам, изменению уровня влажности;
• обеспечивает активизацию защитных ресурсов организма, как следствие — снижение рисков возникновения инфекционных заболеваний;
• повышение общих показателей здоровья — интенсивности роста, готовности к физической и умственной активности;
• улучшение эмоционального состояния за счет нормализации обмена веществ и снижения уровня тревожности.
Правильная организация закаливающих процедур в ДОУ Педагогам ДОУ и родителям стоит учитывать индивидуальные особенности здоровья дошкольника и грамотно подходить к его оздоровлению, придерживаясь следующих правил:
1. Постепенность. Внедрять процедуры закаливания в жизнь ребёнка следует постепенно, ведь детский организм ещё не приучен к сильным раздражителям. Наилучший результат закаливания будет заметен при установлении строгой дозировки, с постепенным увеличением раздражения. Рекомендуется вводить процедуры закаливания в тёплое время года.
2. Последовательность. Для начала следует внедрить воздушные ванны, и только после переходить к водным и солнечным. Воздушные ванны стоит начать практиковать в помещении и по мере закаливания переносить на открытый воздух.
3. Систематичность. При постоянном закаливании реакция организма на внешние раздражители совершенствуется. Привыкание закладывается в течение долгого времени. Когда закаливающие процедуры проходят от случая к случаю, организм дошкольника не успевает выработать устойчивость к воздействию прохладного воздуха, воды или солнца. Эффект достигается только при регулярном закаливании.
4. Комплекс мероприятий. Лучше всего закаливающие процедуры осуществлять вместе с двигательной активностью, гимнастикой, прогулками на свежем воздухе и соблюдением режима.
5. Индивидуальность. У каждого ребёнка есть особенности, которые надо учитывать – его возраст, общее состояние здоровья, уровень закалённости. Когда речь идёт о закаливании, детей можно разделить на три группы по здоровью:
1) Здоровые, закалённые (возможно интенсивное закаливание);
2) Здоровые, начинающие закаляться или имеющие лёгкие отклонения в состоянии здоровья;
3) С хроническими заболеваниями или выраженными отклонениями (щадящее закаливание).
6. Положительные эмоции. Закаливание должно быть в удовольствие, и если ребёнок плачет или недоволен процедурами, не следует его принуждать. Нужно постараться создать благоприятную обстановку и привлечь к процедурам закаливания при помощи игровой деятельности, чтобы он получал удовольствие и чувствовал себя бодро и энергично.
Кому противопоказаны процедуры закаливания
Процедуры закаливания противопоказаны, если:
• Не прошло пяти дней после перенесённой болезни или профилактической прививки;
• Не прошло двух недель после обострения хронического заболевания;
• У ребёнка повышенная температура;
• Ребёнок боится закаливания.
Все виды закаливающих процедур в ДОУ
Закаливание воздухом
Воздействие на организм воздушных потоков различной температуры является наиболее естественным и безопасным способом оздоровления. Воздушные ванны способствуют активизации обменных процессов в организме, улучшению аппетита, нормализации сна. В ДОУ рекомендовано проведение трех видов воздушных ванн: теплых (при температуре воздуха от + 20 градусов и выше) — они подходят всем детям без исключения; прохладных (рекомендуемые температурные показатели — +16-19 градусов); холодных (при температуре воздуха +15 градусов и ниже). Оздоровление путем принятия прохладных и холодных воздушных ванн допускается только в режиме повышенной физической активности (во время ходьбы, выполнения простых физических упражнений). Закаливающие процедуры на воздухе также выполняются в теплое время года (с мая по сентябрь): в ходе ежедневного приема дошкольников в группы, выполнения зарядки. В холодную пору закаливание воздухом осуществляется в спортивном зале, при выполнении планового комплекса физической активности.
Закаливание солнцем
Это наиболее эффективный вид оздоровления детского организма в летнее время, при дозированном проведении способствующий активизации обмена веществ и выработке серотонина — гормона радости. Ввиду высокого уровня загазованности воздуха в городах солнечные ванны с целью обеспечения максимальной пользы проводят в утренние часы, когда количество ультрафиолетовых лучей в спектре солнечного света превалирует над количеством инфракрасных. Закаливание солнцем проводится на групповом участке. Длительность пребывания на солнце в начале курса оздоровления должна составлять не более 5-6 минут в день, постепенно длительность процедур увеличивают, доводя до 30-40 минут. Чтобы избежать недомоганий дошкольников, важно обеспечить соблюдение питьевого режима и строго следить за ношением детьми защитных головных уборов.
Закаливание водой
Водные процедуры показаны детям для укрепления защитных сил организма, перезапуска иммунных процессов, который происходит за счет активизации кровообращения и обмена веществ. Традиционно проводятся в утренние часы и после дневного сна. Распространенные водные комплексы закаливания в детском саду:
1. Обширное умывание — наиболее простой вид оздоровления, предусматривающий постепенное снижение температуры используемой воды (от +30 градусов до +16 градусов).
2. Обтирание — способ физиотерапевтического воздействия, реализуемый с использованием мокрых полотенец или полотняных салфеток.
3. Ножные ванны — обливание ступней прохладной водой с целью снижения уровня чувствительности к температурным показателям и профилактики простудных заболеваний. Проведение особо актуально в летнее время, на завершающем этапе дневной прогулки.
4. Полоскание горла кипяченой водой — эффективный способ закаливания носоглотки, который можно реализовать в игровой форме. Для выполнения упражнения «Кукушечка» детям дают по 0,3-0,5 стакана воды (начальная температура — +28 градусов, постепенно снижают до комнатной). Полоскание выполняется в группах, часто с музыкальным сопровождением.
Схема закаливающих процедур в ДОУ для детей от двух до семи лет
Результативность оздоровительных процедур зависит от того, как к ним относятся дети. Насильственное проведение сеансов спровоцирует стресс и приведет к обратному результату, поэтому очень важно как можно чаще беседовать с детьми о пользе закаливания, демонстрировать мотивирующие примеры, отмечать личностный и коллективный прогресс. Соблюдайте эти правила:
• Температура воздуха в группе должна составлять 18-22°С;
• Воздушная ванна длится 10-15 минут: ребёнок бегает в шортах, майке, тапочках на босу ногу или в коротких носочках. На гимнастические упражнения отводится 6-7 минут;
• Умывание водой, температура которой +28°С. К концу года закаливания температуру воды летом понизить до +18°С, зимой повысить до +20°С. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трёх лет — верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трёх лет тоже +28°С, а минимальная летом +16°С, зимой + 18°С;
• Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой — в хорошо проветренной комнате при температуре + 15°С/+16°С градусов;
• Сон без маек осуществляется круглый год. При понижении температуры из-за перебоев в отоплении или стабильно холодной погоды должны быть заранее подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Температура в спальной комнате не должна быть ниже +14°С;
• Прогулка два раза в день при температуре до -15°С продолжительностью от 1-1,5 часа до 2-3 часов и с использованием рациональной одежды. В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три раза в день. Прогулки на свежем воздухе и в тени не ограничены;
• Полоскание рта (дети 2-4 лет, горла (дети старше 4 лет) кипячёной водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день – утром и вечером. Одно полоскание – около 1/3 стакана воды.
Закаливающие мероприятия в ДОУ в летний период
Ввиду того, что оздоровительный эффект закаливания во многом зависит именно от характера воздействия комплекса внешних факторов, сезонный фактор при организации укрепления иммунитета воспитанников может быть использован максимально полно. В летний период проведение закаливающих процедур в ДОУ становится особенно актуальным ввиду простоты организации сеансов, их максимальной безопасности, возможности приобщить к участию в мероприятиях оздоравливающего характера как можно больше воспитанников. Летом закаливание может стать одним из неотъемлемых элементов режимного процесса, способствующим реализации комплекса важных задач. Вот лишь некоторые из них:
Внедрять эффективные профилактические меры, снижающие вероятность развития эпидемий в группах в осенне-зимний период.
• Приучать воспитанников чувствовать себя максимально комфортно в различных условиях, не боятся холодной воды и воздуха.
• Воспитывать целеустремленность, уверенность в собственных силах.
• Приобщать к здоровому образу жизни и непрерывной физической активности.
Летом правильная организация закаливающих процедур в ДОУ предусматривает ежедневное осуществление солнечных воздушных ванн в утренние часы, когда фиксируется наименьшая активность небесного светила и минимальные показатели загазованности воздуха. Дневную прогулку можно легко дополнить обтиранием, обливанием, хождением босиком и другими видами оздоровительной активности, которые помогут разнообразить детский досуг и сделать его более полезным. Вследствие реализации комплекса мер за летние месяцы в детском саду удается адаптировать организм воспитанников к температурным перепадам, что позволяет продолжить закаливание в группах и гарантировать низкие показатели заболеваемости.