Людмила Ванюхина
Эссе «В добрый путь»
▼ Скачать + Заказать документы
В добрый путь
В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
«Человека создал труд» (Фридрих Энгельс). Со школьной скамьи мы усвоили эту, казалось бы, незыблемую истину. Мне представляется первостепенным нечто иное. Homo sapiens (лат. «человек разумный») – это существо мыслящее, а значит, творческое. Животными руководят инстинкты, а нами – стремление созидать, творить. Современное образование ориентировано на воспитание личности, способной находить нужную информацию. Но этой информации – море! Поэтому очень важно научить ребёнка критически оценивать и творчески интерпретировать всё, что его окружает…
Публикация «Эссе „В добрый путь“» размещена в разделах
«Освободи человека, и ему захочется творить» (Антуан де Сент-Экзюпери). Учиться креативности – труд весьма нелёгкий. Согласитесь, далеко не всякий взрослый сможет придумать что-то новое. Мне кажется, корни инертности мышления чаще всего тянутся в детство. В дореволюционной России иностранным языкам (причём не одному) учили задолго до гимназической скамьи – и успешно! Именно в детстве формируются и творческие способности. На мой взгляд, воспитатель детского сада, требующий от ребёнка усвоения неких знаний, но не развивающий в нём креативности, в какой-то степени преступник. Нельзя ограничивать свободу самовыражения детей, наоборот, следует всячески культивировать в них стремление к исследованиям. Кто знает, может, с каждым запретом творить что-то своё, непохожее на другое, уже созданное, на свете станет меньше Пушкиных, Чайковских, Левитанов?.
«Существуют два способа быть творческим. Можно петь и танцевать. Или, можно создать среду, в которой певцы и танцоры будут процветать» (Уоррен Беннис). Невозможно воспитывать ребё нка время от времени: вот сейчас я тебе прочитаю мораль о том, что такое хорошо и что такое плохо, а потом ты ко мне не лезь, я буду занята. Процесс воспитания – всеобъемлющ и многогранен. Возможно научить чему-то только на личном примере. Дети, постоянно наблюдающие в семье сцены пьянства и ругани, вряд ли станут менее агрессивными – причём не только к родителям, но и ко всем окружающим… Что до творчества, то этот процесс индивидуален, я бы даже сказала, в какой-то степени интимен. Важно вовремя заметить в ребёнке божью искру. Способов развить креативность – великое множество. К примеру, на занятиях рисованием можно включить классическую музыку и попросить детей передать на бумаге свои ощущения. Можно предложить поиграть в буриме: сочинить стихотворение по последним словам в строчках (смех-успех, малина-рябина). Можно дать задание вылепить сказочное существо и придумать сказку с этим героем. И ещё один важный момент. В психологии существует золотое правило: оценивать не ребёнка, а его поступки. В процессе развития креативности я бы посоветовала руководствоваться следующими правилами: нельзя позволять детям смеяться друг над другом или над тем, что они сотворили, а также нужно уметь мягко, ненавязчиво учить ребятишек подмечать удачные решения и не критиковать творческие находки ровесников (а если критиковать, то предлагать что-то своё, но признавать право на существование другой точки зрения…
«Воображение – это начало творения. Вы представляете то, чего желаете, вы стремитесь к тому, что представляете, и, наконец, вы создаёте то, к чему стремитесь» (Джордж Бернард Шоу). Проектная деятельность как нельзя лучше ориентирует детей на творчество. Вся наша жизнь по сути – масса проектов. Что сварить? Борщ. Необходимо: свекла, капуста, морковь, лук (вырастила сама, томатная паста, соль, сахар (купила в магазине… Простой пример? Вот-вот, к этому я и веду. Нужно, чтобы дети после детского сада пошли в школу вооружённые необходимыми знаниями и умениями, чтобы они могли в полной мере раскрыть свои творческие способности. Кто-то может возразить: зачем излишне загружать мозг ребёнка? Оглянитесь вокруг: прогресс шагает семимильными шагами, пожилые люди осваивают компьютеры, общаются по скайпу с детьми и внуками. Чтобы дети правильно ориентировались в обществе, необходимо готовить их к современной и будущей жизни… Вернёмся к теме творчества. Детям в детском саду можно предложить выбрать тему проекта самостоятельно (как правило, совместно с родителями). Другой путь : отталкиваясь от индивидуальных способностей ребёнка, направить его усилия на решение определённой задачи. К примеру, сделать подарок маме к 8 Марта или папе к 23 Февраля, придумать и исполнить танец к утреннику, нарисовать картину на заданную тему («Новый год на планете Зямба», «День рождения Крохотули», «Я иду в школу Барби»…
«Существует источник молодости. Это ваш ум, ваши таланты, это творчество, которое вы приносите в свою жизнь и жизни людей, которых вы любите» (Софи Лорен). Я часто задумываюсь о судьбах своих воспитанников. Что ждет их в нашем нелёгком, а порой даже жестоком мире? Каждый ребенок - tabula rasa (лат. «чистая доска»). Хочу написать в их душах: «Созидайте, творите, никогда не останавливайтесь в своем развитии – только так можно стать Человеком». Смею надеяться, что мои дети (не зря же воспитателей детского сада частенько называют дневными мамами) вырастут хорошими, умными, творческими личностями, настоящими гражданами великой страны. В добрый путь…