Екатерина Епифанова
Эссе «На пути к новому образованию»
▼ Скачать + Заказать документы
На пути к новому образованию.
Все мы живем в динамичном, постоянно меняющемся мире. И если взрослые – учителя, педагоги, воспитатели – люди 20 века, то наши дети – это поколение века 21. У них другие интересы, стремления, увлечения. Другое мышление и склад ума. Они намного быстрее усваивают и понимают новое. И зачастую то, что мы можем предложить, им уже не интересно. Они сами могут рассказать то, чего не знаем мы. Таким образом, хотим мы того или нет меняется роль педагога в образовании ребенка. Мы из носителя информации, безусловного авторитета превращаемся в друга и помощника, того кто поможет в трудную минуту, но не даст готовый ответ. Нашей основной функцией становится не передача уже сформированных знаний, умений и навыков, а умение заинтересовать ребенка в них, показать способы их получения и применения. Мы перестаем быть главными. Ребенок становится субъектом деятельности. Он сам выбирает ту информацию, те умения, которые ему интересны и значимы. Наша цель пробудить этот интерес, развить его, не мешая ребенку самому познавать мир. Чем больше мы сами будем знать и уметь, чем быстрее научимся добывать информацию, тем больше дети будут тянуться к нам, а не к сомнительным компаниям. Поэтому в 21 веке учиться должны не только дети, но и взрослые.
Публикация «Эссе „На пути к новому образованию“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Это меняет саму систему образования. Уходят в прошлое традиционные уроки и занятия, когда дети просто сидят, слушают, повторяют. Сейчас ребенок активен. В зависимости от возраста он ставит цель, задает вопрос, выбирает пути решения и инструменты. Мы лишь незаметно направляем этот процесс в верное русло, подводим к догадке, но ничего не делаем за детей. Основной целью нового образования становится формирование самодостаточной личности, которая умеет самостоятельно учиться: осмыслять возникшую проблему, выбирать пути и методы ее решения, отбирать необходимый материал, а главное – уметь понять – достиг ли он своей цели, и что это ему дало в познании мира и себя в этом мире. Личность с активной жизненной позицией – вот к чему мы должны стремиться. Это и есть социальный заказ общества, который должна выполнить система образования, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗом.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Что же изменяется (появляется и исчезает) в системе на пути к новому образованию?
Во первых, претерпел изменение сам образовательный процесс. Если раньше в традиционной системе больше внимая уделялось заучиванию, механической передаче знаний, а ребенок выступал в роли объекта, то сейчас ситуация кардинально меняется. Дети все больше включаются в процесс, высказывают и отстаивают свою точку зрения; отношения становятся партнерскими, атмосфера на занятиях - непринужденней. Больше внимания уделяется не самим знаниям, а умениям их добывать и использовать в дальнейшем. Информация становится практически значимой, а не сухой теорией. Такие знания, полученные своим трудом, усваиваются намного прочнее, чем материал, полностью рассказанный и показанный педагогом. Кроме того, в этой системе дети перестают бояться наказания за неправильный ответ, так как педагог только направляет, а не жестко руководит процессом. И решение проблемы, пусть и неверное, становится личным достижением ребенка. На занятиях создается ситуация успеха.
Кроме того, образовательный процесс обретает личносто-ориентированный характер. И здесь мы возвращаемся к истокам, идем по пути Я. А. Коменского, который призывал обращать внимание на особенности каждого ребенка, находить индивидуальные подходы. Ученики не боялись своего учителя, так как он знал и любил каждого, для каждого определял свои методы и приемы. Еще одна особенность системы Коменского, которой мы возвращаемся, - его занятия никогда не были скучны. Дети развивались, играя, общаясь, делая открытия. И сейчас в детских садах занятия проводятся в основном в игровой форме. Ребенок занимается привычным ему видом деятельности, не чувствует дискомфорта, скованности – ведь в игре все можно изменить и исправить. Так намного быстрее раскрывается внутренний потенциал ребенка. Он активнее усваивает новое, осваивает социальные роли.
Но все новое – это не только забытое старое. Мы живем в мире ИКТ, и не использовать их в процессе образования было бы нелогично как минимум. Использование презентаций, фильмов, обучающих программ, интернет-экскурсий очень целесообразно. Дети в детском саду воспринимают мир через зрительный образ. Им необходимо все увидеть. Образовательные поездки на большие расстояния для них сложны и опасны, а в маленьких городах, как правило, нет ни театров, ни музеев. А с помощью Интернета, компьютера, проектора можно показать детям и устройство Вселенной, и изменение природы по временам года, и различных животных, и уникальные места планеты, и произведения искусства. Такой способ подачи информации совместно с последующими беседами-обсуждениями и играми очень нравится детям.
Однако, мало, чтобы знания были интересными и красочными. Они должны еще и быть связаны с жизнью, давать ребенку непосредственное представление о жизни общества и месте ребенка в нем. Так, необходимо знакомить детей с профессиями не по картинкам, а с выходом на предприятия: пожарную часть почту и т. д. даже поход детей на кухню сада или школы даст им намного больше информации и впечатлений и труде повара, чем неделя бесед об этом в группе или классе. Дети проникаются атмосферой рабочего места, видят сколько труда вкладывают взрослые, начинают по другому смотреть на родителей, которые тоже где-то работают и устают. Находясь в рабочей атмосфере, ребенок формирует для себя более четкую картину, начинает понимать, нравится ему эта профессия или нет. Эта же техника работает и при обучении детей ПДД. Ребенок должен понять, что правила нужно знать и соблюдать не потому, что так хочет мама или воспитатель, а затем, что от этих знаний в определенной мере зависит его жизнь и безопасность. Ведь не всегда родители будут его опекать, когда то надо будет жить и действовать самостоятельно, без подсказки. Обучая детей ПДД нужно выходить с ними на улицы города, обращать внимание на различные ситуации (это человек неправильно перешел дорогу – он мог пострадать и т. д, пригласить сотрудника ГИБДД или организовать специальную площадку с дорожной разметкой и знаками. Такие жизненно важные и полученные на практике знания детьми усваиваются намного прочнее.
Также должна осуществляться связь сада с другими организациями: школами (общеобразовательными и школами искусств, учебными центрами, центрами детского творчества, домами культуры. Посещение их и живое общение с педагогами и детьми даст ребенку неоценимый коммуникативный опыт, условия для развития всех его способностей. Детский сад перестает быть изолированной структурой. Он становится частью социума, образовательной среды, в которой развивается личность ребенка. Дети начинают понимать, что чем больше они знают и умеют, тем больше возможностей для проявления себя у них возникает.
В итоге, если мы сумеем совместить все эти направления в своей работе мы получим удивительные результаты. Наши дети вырастут не потребителями, а активными людьми, способными изменить мир. И тогда можно будет изменить крылатое выражение «Дайте мне точку опоры и я переверну мир». Новое поколение не будет ждать когда кто-то что-то им даст. Они найдут способ придумать и сделать все самим. Это будут люди с активной жизненной позицией, собственным взглядом на мир, люди умеющие ценить труд других и уважать окружающих.