Наталья Тушенкова
Эссе «Моя педагогическая философия. Как я пришла к профессии воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас я воспитатель детского сада и руководитель кружка «Мастерилки». Но признаю честно, что в юности я даже представить себе не могла, что буду работать именно воспитателем. Сама я в детский сад не ходила и имела смутное представление, в чем заключается эта работа. Что же привело меня к выбору моей профессии?
Одиннадцатый класс. Пришло время окончательно определиться, какую профессию выбрать. Профессии представляют собой сложный мир, который так многообразен, что весьма непросто найти в нем что-то свое. Конечно, можно, закончив обучение в одном учреждении, поступить в другое, освоить новую профессию, но я считаю, что выбор профессии люди делают раз и навсегда, ведь в дальнейшем от него во многом зависит вся наша жизнь.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия, Как я пришла к профессии воспитателя“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В детстве я любила вместе с бабушкой рисовать и мастерить поделки из различных материалов. Но ведь это детство… Могу ли я детские забавы применить во взрослой жизни? Конечно, могу! А еще, научившись чему-то новому, могу поделиться этим с теми, кому это так же интересно, как мне. Поэтому я поступила в таганрогский педагогический институт на физико-математический факультет и получила специальность «Учитель технологии и предпринимательства».
По окончании института я по распределению отправилась работать воспитателем во всероссийский детский центр «Орленок» в детский лагерь «Звездный». Казалось бы, работа эта не из легких: воспитатель занимается детьми до шестнадцати часов в сутки и зарплата небольшая. Но, как сказал однажды генеральный директор ВДЦ «Орленок» А. В. Джеус: «Мы работаем не за деньги, а за улыбки миллионов маленьких друзей». И со временем я поняла, что могу с ним согласиться. За смену незнакомых когда-то и таких разных детей можно сделать лучшими друзьями и даже семьей и в конце проливать слезы, прощаясь.
Работа воспитателем в «Орленке» во многом отличается своей спецификой от работы воспитателя в детском саду. Но именно там я получила бесценный опыт: стала решительней, целеустремленней, научилась выполнять свою работу, невзирая на плохую погоду или самочувствие. Там я поняла, что нужно искать подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и помогать ему обосноваться в новом коллективе. Главное – заслужить доверие детей, расположить их к себе. Когда дети научатся тебе доверять и будут воспринимать, как друга, тогда они сами захотят получить то, что ты можешь им дать, и сами смогут многому научить.
Моя работа нравилась мне, но не нравилось то, что я была далеко от дома, а потому, попрощавшись с местом и людьми, которые смогли стать мне дорогими, я вернулась в родные края и снова приступила к поискам работы. Я поняла, что хочу и дальше быть воспитателем, ведь в работе с детьми каждый день неповторим, полон новых событий, занятий, эмоций, потому я решила идти работать в детский сад. Я стала воспитателем в средней группе.
Переступив порог доверенной мне группы, я поняла, что вот оно – мое! Дети, увидевшие меня впервые, удивленно смотрели на меня, в их глазах светилось любопытство. С того дня вместе с ними я училась становиться воспитателем детского сада : режим дня, игры, мероприятия, занятия – это было в новинку для меня. В моих начинаниях мне помогали коллеги, а главное, сами дети. Видя интерес, с которым они слушают меня на занятиях, играют в предложенные мной игры, хочется делать для них еще больше, хочется научить их всему, что умею сама, и, узнав что-то новое, поделиться с ними. Но не всегда в их глазах можно увидеть интерес. Нужно заполучить их внимание. Для этого не достаточно использовать разные педагогические технологии, дидактические материалы, приемы и методы. Важно, чтобы дети мне доверяли и нужно оправдать их доверие. Для детей я должна стать волшебницей, которая сможет найти ответ на любой вопрос и никогда не обманет. Дети чувствуют обман и неискренность, потому, если я не буду с ними откровенна и честна, они будут так же относиться ко мне.
Новая возможность поделиться с детьми своими умениями и навыкам, а так же самой узнать что-то новое, появилась, когда мне предложили руководить кружком по художественному труду. На первый взгляд все может показаться простым. Я ведь изучила различную методическую литературу по этой теме, посещала курсы И. А. Лыковой и кое-что уже делала со своими детьми в лагере. Но почему же не все стало сразу получаться? На первых занятиях дети могли отвлекаться или просто ничего не делать. Было обидно, я же столько хотела с ними сделать и многому хотела научить! Значит нужно сделать так, чтоб они сами захотели научиться. Каждое занятие должно быть не простым изложением материала или бесцельным для детей изготовлением поделки. Оно должно быть интересным, занимательным, чтоб дети воспринимали его не как обязанность, навязанную им воспитателем, а как потребность научиться чему-то новому. В учебно-методическом пособии И. А. Лыковой написано: художественный труд - это деятельность, в которой ребенок знакомится с инструментами, узнает свойства различных материалов и преобразует их в целях получения конкретного продукта. Можно просто рассказать ребенку о теме и цели нашего занятия, а можно, и это лучший вариант, с помощью игры, которая для детей является основным видом деятельности, с помощью легенд, сказок, красивых историй привести ребенка к пониманию того, что мы будем делать, для чего и с помощью каких инструментов.
Что будет интереснее для детей? Сказать им: сегодня мы будем мастерить цветок или рассказать красивую сказку о цветах, об их волшебных свойствах и дать возможность поверить в то, что сам ребенок может на время стать волшебником и сотворить чудо – цветок, который будет радовать самого ребенка и того, кому этот цветок можно подарить. Конечно, второй вариант. Дети так любят сказки, и на занятии ребенок сможет сам стать частью такой сказки. Иногда ребенок может думать, что смастерить какую-то поделку ему не под силу. Я должна помочь ему понять, что это не так, что он сможет ее сделать: вначале с моей помощью, а потом и самостоятельно. Нужно только поверить в себя, и тогда волшебство случится. Именно тогда занятия будут запоминающимися, и их цель будет достигнута. Это так приятно, когда дети ждут новых занятий, и, когда я прихожу за ними в группу, с любопытством спрашивают: «А что мы будем сегодня делать?» Значит детям это действительно нужно и интересно.
Я совсем недавно стала воспитателем детского сада, но верю, что сделала правильный выбор и признание моей работы детьми тому доказательство. Еще очень приятно получать положительную оценку моей работы не только от детей, но и от их родителей, от моего коллектива. Постепенно формируется мой педагогический опыт, и все эти люди - непосредственные участники данного процесса. С их помощью, а так же используя свои знания и умения, я смогу внести свой вклад в воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и творческого гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности. Я буду пробовать, возможно, ошибаться, вносить в работу что-то новое, используя творческий подход. И вдохновением мне будут дети! Как же много значит осознание того, что моя деятельность может повлиять на их жизнь, а они, в свою очередь, на будущее, возможно, своего города, района, а может и всей страны. Ведь именно дети - наше будущее!