Оксана Вячеславовна Неделько
Эссе на тему «Язык и мозг в работах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Т. В. Черниговской»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему : «Язык и мозг» в работах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Т. В. Черниговской»
Выполнила: Неделько О. В. учитель-логопед МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка» ГО ЗАТО Комаровский
Развитию представлений о высших психических функциях человека посвящены основополагающие труды таких виднейших отечественных ученых, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Т. В. Черниговская. Рассмотрим, как связывали понятия «язык» и «мозг» каждый из них в отдельности.
Темочки:
Опираясь на социальный характер деятельности человека, Л. С. Выготский приходит к выводу о том, что «речь и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны. С другой же стороны речь – система рефлексов сознания по преимуществу, т. е. для отражения влияния других систем» : «. мы сознаем себя, потому что мы сознаем других, и тем же самым способом, каким мы сознаем других.».
Понимая слово как действие, Л. С. Выготский усматривал в нем статус особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придавал особое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека; его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя язык как систему «психологических орудий», которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего им субъекта Л. С. Выготский предложил экспериментальную программу исследований роли языковых структур в развитии системы высших психических функций.
Л. С. Выготский, исследуя значение знака как сопряженное с ним преимущественно интеллектуальное содержание, разработал совместно с учениками экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, изложенную в его главном труде «Мышление и речь» (1934). В этой работе представлен анализ проблемы соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе и эгоцентрической речи. Л. С. Выготский охватывает здесь широкий круг вопросов обучения и его воздействия на умственное развитие ребенка. Широко известным стало теоретическое положение о «зоне ближайшего развития», согласно которому обучение является эффективным, если «забегает» вперед развития, как бы «тянет» его за собой, выявляя возможности ребенка решать при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.
А. Р. Лурия же считал, что исток зарождения и оформления речи связаны с объектами: «Начало настоящего языка ребенка и возникновение первого слова. всегда связано с действием ребенка и с его общением со взрослыми. Первые слова ребенка, в отличие от "гуления", не выражают его состояния, а обращены к предмету и обозначают предмет». Языковая система обладает удивительным потенциалом: трансформировать, преображать и, как выражается Лурия, «удваивать» реальность благодаря тому, что в любой лексеме есть два плана: означающее и означаемое. Способность к абстрактному мышлению – то, что отличает человека от животных, и эта способность обеспечивает уникальность человеческого сознания и психики. И насыщение индивидуальным содержанием одного и того же факта, феномена, события во многом объясняется разным содержанием, приписываемым различными индивидуумами одной и той же лексеме.
По-моему мнению, преимущество теории А. Р. Лурии заключается в том, что в ней намечены пути дальнейшей исследовательской работы : специфика понимания речи у пациентов с различными видами речевых афазий, феномен утраты понимания контекста речи у больных с поражением лобных долей мозга и многое иное. Сегодня именно методика А. Р. Лурии помогает диагностировать мозговые нарушения, ее применяют в ряде клиник разных стран, а работы советского исследователя вошли в золотую коллекцию мировой нейропсихологии и нейролингвистики.
По мнению Т. В. Черниговской человеческий язык устроен не так, как другие виды коммуникации на Земле: он иерархичен, состоит из мельчайших элементов – фонем, которые складываются в слоги, морфемы, слова и так далее. Хочется процитировать: «Мозг хранит всю информацию, мимо которой он прошел, унюхал, попробовал, выпил и так далее, все это лежит в вашей голове».
Таким образом, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Т. В. Черниговская внесли большой вклад в понимание такой сложной и обширной темы «Язык и мозг». Работы ученых- исследователей вошли в золотую коллекцию мировой нейропсихологии и нейролингвистики.