Татьяна Глущенко
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Гармоничное и всестороннее развитие детей дошкольного возраста, предполагает не только определенный уровень знаний, умений и навыков, но и достаточно устойчивый уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции играют большую роль в формировании личности, сопровождают все происходящие в жизни события и направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно поэтому многие психологи (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Мещеряков, и др.) утверждают, что формирование эмоций человека является важнейшим условием развития его как личности.
Публикация «Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ» размещена в разделах
Для ребенка-дошкольника наиболее характерны : эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все эмоции можно разделить на положительные и отрицательные. Отрицательные эмоции выступают в виде различных переживаний: обиды, гнева или страха. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно сверстников. Эмоциональное неблагополучие может привести к психоэмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – это оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
В первую очередь, необходимо создать оптимальную эмоциональную атмосферу в группе ДОУ. В процессе организации жизнедеятельности детей необходимо:
• установить эмоциональный контакт с ребенком и приучить детей обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию и т. д;
• развить умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации. Закрепить желание и готовность к совместной со взрослым деятельности;
• побудить у детей совместные эмоциональные переживания (радости, удивления и т. д.) в подвижных играх и забавах;
• содействовать оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т. д.
Дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения, поскольку они еще не умеют расслабляться и во многом зависимы от окружающей их среды и взрослых. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки. Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка : распорядок дня, занятия по возрасту, игровую деятельность.
Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей и положительно влияет на процессы роста и развития детского организма. Игровые упражнения – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает снятие всех стрессовых факторов и развитие творческой активности. Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и, желание участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать следующие игры:
1. «Море волнуется»
Правила игры: детям нужно, по команде воспитателя застыть на месте, показывая какую-нибудь фигуру или животное. Воспитатель командует: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, а водящий должен отгадать, что было загадано.
2. «Липучки»
Правила игры: дети под веселую музыку бегают по комнате. Двое водящих, держась за руки, пытаются поймать сверстников, приговаривая: «Я липучка- приставучка, я хочу тебя поймать». Каждый пойманный ребенок присоединяется к компании, и все вместе ловят других детей.
3. «Лиса и куры»
Правила игры: воспитатель становится лисой, а дети - курами. Пока звучит музыка, дети бегают и веселятся. Как только музыка останавливается, водящий выбегает и пытается поймать любого игрока. Курица, которую поймали, становится лисой и игра продолжается.
4. «Узнай, кто позвал?»
Правила игры: водящий становится в конец комнаты и закрывает глаза. Один из участников называет его имя. Водящему необходимо отгадать, кто его позвал. Если он отгадывает, то позвавший его товарищ, сам становится водящим. Если нет, то он водит еще раз.
5. «Дотронься до.»
Правила игры: дети становятся в круг. Воспитатель говорит: «дотронься до красного». Дети должны мгновенно сориентироваться и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Подводя итог, отметим, что с учетом времени, проведенным ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.