Татьяна Ошкина
Экскурсия в зимний парк
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в зимний парк.
Тема «Ель красива во все времена года»
Воспитатель
Ошкина Т. И.
Экскурсия в зимний парк.
«Ель красива во все времена года»
Цель – уточнить представление о строение ели. Показать красоту дерева (стройность, пирамидальной формы, зеленый наряд, снежное убранство). Закрепить знание о том, как размножается ель, где растет, какие условия необходимые для ее роста. Развивать наблюдательность, умение задавать вопросы и отвечать на них. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.
Активная и обогащение словаря.
Публикация «Экскурсия в зимний парк» размещена в разделах
Белоснежная верхушка, ветви – лапы, смоложиваца, крона, ельник, древесина, красновато-берая, шерховатая, пружинистые, полумрак, затенение, поодиночек, рассеиваються, побеги.
Предварительная работа.
Рассматривание альбома «Деревья наших лесов». Чтение литературы С. Михолков «Елочка», А. С. Пушскин «Есль растет пред дворцом», Г. Снегирев «Кто сажает лес», «Что растет на елки». Игры - «Узнай по описанию», «Кто лучше запомнит», «Разведчик».
Ход экскурсии
По дороге в парк обращаю внимание детей на состояние погоды. Какая сегодня погода? (Холодная, морозная и т. д.). Какое небо? (Серое, хмурое и и. т. д) Как светит солнце? (солнце светит, но не греет).
Давайте вспомним правила поведения в парке. Люди приходящие в парк, сквер, лес – гости. Они должны вести себя скромно, не нарушать жизнь его хозяев. Войдя в парк, произносим вместе с детьми (не громко).
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птицам и маленьким зверькам
Хорошо живется с нами рядом.
Подходим к ели, дети становиться полукругом (рассматривание ели).
Вопросы к ребятам:
У какого растения мы сегодня в гостях?
Что вам нравиться у ели?
Чем она красива? (Ель красива во все времена года, но особенно она хороша зимой. Волшебница зима подарила елочке белоснежную пушистую шубку).
Педагог читает стих Е. Трупневой «Елочка»
Выросла елочка, в лесу на горе.
У нее иголка зимой в серебре.
У нее на шишках ледышки стучат.
Снежное пальтишко лежит на плечах.
- А теперь закройте, ребята глаза и сделайте глубокий вздох носом! Что вы чувствуете? (Свежесть морозного воздуха и аромат хвои. Находиться рядом с елкой всегда полезно для здоровья).
-Продолжаем рассматривать ель.
-Что можно сказать о строение ели, что у нее есть?
- Что это у елки? (Педагог показывает на ствол).
- Какой он по высоте? Толщине?
- Какого цвета кора дерева? Какая она на ощупь? (Дети трогают пальчиками рук ствол дерева ели и определяют, какая она).
- Подумайте, что произойдет, если поранить кору ели? (Дерево залечит рану с помощью смолы – живицы, дети отыскивают на стволе смолу живицу, рассматриваем, уточняем, что дерево нельзя без надобности царапать, делать надрубку и т. д.).
- Почему на ветках взрослой ели не бывает много снега? (Широкие ветки – лапы не ломаются под тяжестью снега, потому что они гибкие, пружинистые. Ветви наклоняются все ниже и ниже и снег с них сползает).
- Смогут ли выдержать тяжесть снега ветви молодой елочки? Как мы ей можем помочь?
Если дети затрудняются ответить, педагог помогает вопросами.
- Посмотрите и скажите: как располагаются ветви на стволе дерева?
- Почему в еловом лесу царит таинственный полумрак? (Потому что у елей очень плотные, густые кроны, они создают сильное затенение).
- Кто скажет, что растет на ветках ели?
Что можно сказать о хвоинках? (Они значительно короче сосновых, на ветках растут поодиночке, концы хвоинок очень колючие).
- Как вы думаете, как долго живут иголки на ветвях ели? (Обычно пять – шесть лет).
- Что происходит со старыми иголками? (Они опадают, можно разрыть снег и посмотреть).
- Что можно увидеть на верхних ветках дерева? (Шишки) Иногда шишки бывают так много, что от их тяжести даже ломаются ветки.
- Какой формы у ели шишки? Цвета? Величины? (Для более детального обследования шишки можно взять несколько в группу и рассмотреть их строение под лупой).
- Какое значение имеют еловые шишки в жизни лесных зверей и птиц?
- Как выглядят семена ели? Что происходит с ними ранней весной?
- Кто хочет рассказать о том, как происходит рассеивание семян ели? (Выпав из шишки, семена долго кружиться в воздухе, очень быстро вращаются) Подхваченные ветром, они могут улететь очень далеко от материнского дерева.
- Какие условия нужны семенам, для того чтобы они проросли? (Влага, хорошая почва, земля). Ель никогда не вырастит на бедных питательными веществами болотах и почвах. Это дерево хорошо переносит затенение, поэтому не нуждается в большом количестве солнечного света. Маленькие елочки очень чувствительные к весенним заморозкам, которые губят молодые неокрепшие веточки – побеги.
-Где растут ели?
- В лесу часто можно встретить поваленные ветром старые ели. Как вы думаете, почему? (Корни ели расположены неглубоко, поэтому в сильный ветер не всегда могут удержать могучее дерево).
А сейчас внимательно послушайте мой рассказ о поющем дереве. Что это за дерево, как вы думаете? Правильно, это ель, но не простая, а особенная. У нее хорошо отражает звук древесина, как бы поет при ударе по ней. Ходят лесники по лесу, стучат молоточком по елям: на тех, которые поют, ставят метки – зарубки. Древесина этой ели идет на скрипки и т. д. Из нее также изготавливают бумагу, используют как строительный материал. Вот сколько пользы приносит ель! Ее нужно беречь, заботиться о ней и охранят ее. И как хорошо, что можно любоваться таким красивым деревом, как ель!
Еще любуемся елью, можно прочитать елочке знакомые стихи.
Последующая работа - сбор шишак, еловых веточек, кусочков коры, хвои для составление цветной палитры «Хвойные деревья». Рисование зимней ели.