Анна Ветлугина
Экологический проект «Вальс Цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вальс цветов»
для детей подготовительной группы
Разработали воспитатели: Витинберг О. Л.
Прапорщик О. А.
Ветлугина А. Н.
Цель проекта : показать детям, как богат и разнообразен удивительный мир комнатных растений.
Задачи:
Публикация «Экологический проект „Вальс Цветов“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях: существенные признаки их внешнего вида, особенности строения стебля и цветов, какую пользу они приносят, пополнить словарный запас.
2. Дать знания о том, что от правильного ухода зависит состояние растений, что за растениями нужно ухаживать по – разному, в зависимости от времени года (зимой поливать реже, весной – чаще их подкармливать). Уметь замечать изменения, происходящие в растениях и связывать их с временем года и с условиями жизни.
3. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
4. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
5. Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, коммуникативные навыки, самостоятельность. Формировать умение анализировать и сравнивать объекты природы.
6. Воспитывать у детей интерес к растениям, желание ухаживать за ними, доброту, отзывчивость. Научить детей видеть не только красоту комнатных растений, но и вызвать желание участвовать в создании этой красоты.
7. Содействовать активному участию родителей в педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей.
Вид проекта : творческий, информационно – исследовательский, краткосрочный, групповой; индивидуальный (совместно с родителями).
Участники проекта : дети подготовительных групп, воспитатели, родители.
Сроки проведения: 10 дней.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме;
Разработка плана реализации проекта;
Разработка дидактических игр, пособий;
Подборка иллюстративного материала;
Подборка стихотворений, загадок по теме;
Подборка подвижных, дидактических игр по теме;
Основные мероприятия этапа.
Беседа «Что мы знаем о цветах».
Вопросы к беседе:
Где растут цветы?
Листья, какие они?
Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?
Почему цветам нужна почва?
Растут ли цветы в воде?
Нужен ли цветам уход?
Рассматривание иллюстраций, предметных, сюжетных
картинок по теме «Цветы»
Разновидность цветов и их внешние отличительные признаки;
Строение цветов : корень, стебель, листья, цветок;
Сюжеты: «Фиалка растет на окне», «Девочка поливает цветы» и т. д.
Чтение и заучивание стихотворений, загадок о цветах
Стихи
Герань
Герань через стекло смотрела,
Как жизнь бурлила за окном,
Как легким бабочка крылом
Цветка касалась, и на нем
Пчела веселая жужжала.
Её давно печаль терзала,
Что никогда в её окно
Не залетит веселый шмель
И ветерок игривый легкий,
Что шелестит листвой куста
В окно подуть её не смел.
Лишь две соседки за столом
Чаи гоняли пред окном
Где яркая герань стояла.
Фиалка
Фиалка на лугу одна
Росла, невзрачна и скромна,
То был цветочек кроткий.
Пастушка по тропинке шла,
Стройна, легка, лицом бела,
Шажком, лужком
С веселой песней шла.
"Ах!- вздумал цветик наш мечтать, -
Когда бы мне всех краше стать
Хотя б на срок короткий!
Тогда она меня сорвет
И к сердцу невзначай прижмет!
На миг, на миг,
Хоть на единый миг".
Загадки
Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань,
И полей свою … (герань).
Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки.
(Хлорофитум).
В нашей комнате растёт,
Никогда он не цветёт.
Листья у него, как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветёт,
Человек там клад найдёт.
(Нефролепис, папоротник).
Стебли древовидные,
Листья мечевидные.
Может он живёт сто лет?
Что вы скажете в ответ? (алоэ)
– Как его называют в народе?
(Столетник, лечебник).
Из листка на удивленье
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая…. фиалка.
Круглый шарик
Словно ёжик,
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне.
(Кактус.)
Картотека дидактических игр:
«Угадай цветок по описанию»
Ход: воспитатель загадывает цветок. Рассказывает о нем, не называя его. А дети по рассказу отгадывают растение.
«Я знаю пять названий»
Ход: дети по очереди называют пять комнатных растений, которые они знают.
«Третий лишний»
Ход: определить лишнюю картинку из серии «Цветы».
«Слово рассыпалось»
Ход: воспитатель называет цветок по буквам, а дети должны собрать название.
«Магазин цветов»
Ход: дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец сразу догадался о каком цветке идет речь.
2-Й ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
В ходе данного этапа предполагается получить ответы на следующие вопросы:
1. Из чего состоят цветы?
2. Где растут цветы?
3. Листья – какие они?
4. Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?
5. Почему цветам нужна почва?
6. Растут ли цветы в воде?
7. Нужен ли цветам уход?
Формы и методы работы:
• Самостоятельное наблюдение;
• Коллективное наблюдение;
• Уход за цветами;
• Экспериментирование;
• Трудовая деятельность детей.
• Экскурсия в зимний сад;
• Художественно – творческая деятельность: аппликация «Какие разные фиалки»;
• Лепка- барельеф «Цветок – это чудо»;
• Рисование «Цветок на моем окошке»
В процессе исследований дети познакомятся с литературными произведениями о цветах : стихи, сказки, загадки.
Ход исследования:
Исследование 1: Детям предлагается изучить особенности строения цветов. Воспитатель показывает детям цветок (объект исследования, растущий в горшке. Дети рассматривают цветок. Воспитатель отмечает строение цветка : корень, стебель, листья, распустившийся бутон цветка. Далее воспитатель демонстрирует составные части цветка : стебель, листья, распустившийся бутон цветка. У воспитателя появляется вопрос к детям: А все ли составные части цветка мы отметили? Дети отвечают: Нет. Мы не отметили корень.
Воспитатель предлагает еще раз рассмотреть цветок и его составные части.
Вопрос к детям: А где же корень?
Дети: В земле.
Воспитатель: Правильно, в земле.
Далее детям предлагается нарисовать цветок. Данные рисунки будут помещены в личные папки детей.
Исследование 2: Детям предлагается исследовать листья цветка на ощупь. Для этого листочек нужно аккуратно погладить сначала с одной стороны, затем с другой. Необходимо определить какие они: гладкие, пушистые, шершавые, колючие, твердые, мягкие.
Данные исследования заносятся в личные папки c рисунками: гладкие – волнистая линия, шершавые – изобразить колючки, твердые – квадрат, мягкие – круг.
Исследование 3: Детям предлагается исследовать листья на жилки. Для этого рассматриваем жилки, а затем пальчиком проводим по жилкам. Детям предлагается зарисовать контур листа и его жилки. Данные рисунки помещаем в личные папки детей.
Исследование 4: Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости света для роста цветов.
Содержание опыта: Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Дети наблюдают за движением цветка, тянущегося к свету. Далее два одинаковых растения поместить одно в теплое место, другое в холодное.
Результаты опыта заносятся в личные папки детей – дети рисуют солнышко, которое означает свет и тепло для цветов.
Исследование 6: Детям предлагается рассмотреть цветок герани в горшке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы растут в почве. Далее воспитатель рассказывает детям о необходимости почвы для цветка.
Затем детям показывают проращенный росток фиалки – он находится в банке с водой. Детям рассказывают о том, что в воде можно прорастить росток цветка, а затем посадить его в почву, обеспечив его влагой, теплом и светом для дальнейшего роста цветка. Детям предлагается вместе с воспитателем посадить росток фиалки в почву, полить его, поставить в светлое и теплое место и осуществлять наблюдение за ростком.
Через неделю отметить результаты в личные папки детей: дети рисуют схему – росток в банке с водой – посадка ростка в почву – обеспечение ростку света, тепла и влаги – росток растет в почве.
Исследование 8: Детям предлагается поухаживать за цветами – удалить пыль с цветов. Для этого необходимо рассказать детям о необходимости ухода за цветами : цветы дышат, в том числе и с помощью листьев, чистые цветы очень красивы.
Подвижные игры
«Добеги до цветка»
Цель: закрепить названия цветов, развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Ход: на полу раскладываются картинки с изображением цветов. Дети должны подбежать к названному воспитателем цветку.
3-Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Оформление фотоальбома «Дети и цветы».
Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»
Презентация цветочных костюмов «Вальс цветов».
Цель: развитие творческого воображения всех участников проекта, закрепление знаний, полученных в ходе проекта.
Ход презентации: дети совместно с родителями и при поддержке воспитателей изготавливают «цветочные шляпы», «цветочные костюмы», готовятся к дефиле.
Список использованной литературы:
1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошко-льников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.
2. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
3. Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
4. А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и экспе-рименты в Д/С 2005 год.
5. “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
6. А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию до-школьников” 2005 год.
7. С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
8. Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
9. Н. А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – № 2. – 1997.
10. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995.