татьяна кумилина
Экологический проект «Лето, солнце и …цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Лето, солнце и …цветы»
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Участники. Дети старшего дошкольного возраста, родители; воспитатель Кумилина Т. Ю. ;.
Срок реализации проекта: 17 июня – 30 июля 2017 г.
Руководитель проекта: Кумилина Т. Ю.
Актуальность проекта.
Экологическое воспитание - это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать.. Часто дети не обращают внимания на цветы и травы, которые растут в парках, на игровых площадках, зелёных лужайках, в детском саду. Не знают названия этих растений, их лечебных свойств, интересных особенностей, не умеют видеть их неброскую красоту. А потому и не возникает у детей желание их сохранить, а не растоптать.
Публикация «Экологический проект „Лето, солнце и …цветы“» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Проблема:
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях их разнообразии и полезных свойствах.
Цель: Формирование интереса к миру растений; расширение представлений о растениях, их разнообразии, строении, условия, необходимых для их роста; воспитание бережного отношения к природе.
Задачи
Образовательные
Углублять знания детей о цветах и травах их разнообразии.
Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
Расширить представления детей о цветах. ; познакомить детей с понятием «гербарий»; «икебана», и способом создания.
Развивающие
Развивать умение наблюдать, видеть прекрасное вокруг, развивать чувство любознательности.
Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: садовые, луговые, лекарственные цветы и травы.
Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении композиций из цветов.
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Образовательные области
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие.
Ожидаемые результаты.
Понимание необходимости детьми бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка.
Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды. Сформированность навыков поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Сценарий совместной деятельности по решению задач.
Подготовительный этап:
Педагог – дети:
Беседы; рассматривание иллюстраций; постановка проблемы.
Деятельность педагогов:
-Обсуждение целей и задач проекта.
-Составление перспективного плана
-Подбор наглядного материала
- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок по теме.
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, вопросов по теме.
Основной этап:
- Беседы;
- Решение проблемной ситуации.
- Разучивание подвижных игр; физкультминуток.
- Раскрашивание цветов в раскрасках.
- Дидактические игры.
- рассматривание иллюстраций луговых, лекарственных, садовых цветов и трав, а так же альбомов «Гербарий»; «Зелёная аптека» .Деятельность педагогов:
- Оснащение материально - технической базы,
- организация и проведение самостоятельной деятельности детей. ;
Педагоги – дети – родители:
- Сбор гербария для коллективной работы (альбом)
Педагоги – родители:
-Папка передвижка: «Лекарственные цветы и травы»
Заключительный.
Деятельность педагогов:
- подведение итогов оформления материалов проекта.
Презентационный.
Деятельность педагогов:
- Презентация проекта
- Оформление альбома.
Карта проекта.
.Этапы проекта
1 этап: целеполагание. Формулировка проблемы, постановка цели, задач.
2 этап: разработка проекта. Планирование деятельности по достижению цели проекта.
Основные темы проекта:
«Городские цветы»
«Целебные травы»
«Растения нашего детского сада»
3 этап: реализация проекта.
Работа с детьми:
Работа с родителями:
Сбор природных материалов и информации для гербария.
Подборка энциклопедий и книг природоведческого содержания. Совместное изготовление альбома»Гербарий»; «Растения самарского края. создание библиотеки «Знатоки природы»,
Карточки со схемами-моделями «Хорошо-плохо». презентация по теме проекта, оформление литературного альбома синквейнов «У нас в саду цветы…»
4 этап: Подведение итогов проекта, оценка.
Планирование.
Планирование построено по способу «Системной паутинки»: по видам деятельности, интеграции образовательных областей, пополнение центров активности.
Центр книги
Произведения: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Е. Серова «Наши цветы», Любовь Талимонова «Цветочный эльф», Александр Карпов «В стране дремучих трав», Анатолий Онегов «На берегу озера»
Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «На лугу»; Смирнов А. «Цветок солнца»; Соколов-Микитов И. «Цвета леса»; «Легенды о цветах».
Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях.
Центр природы
Схема «Части цветка», альбомы луговых, садовых лесных декоративных, лекарственных, комнатных растений, гербарий. Иллюстрации, фотографии разнообразного мира цветов, энциклопедии
Центр игры
Дидактические игры: «Посади цветочек, «Четвёртый лишний», «Найди контур, форму цветка»; «Собери цветок»; «Найди растение по описанию»; «Цветок – твой талисман»; «Угадай цветок по описанию»; «Угадай цветок по загадке / по иллюстрации»; «Собери цветок»; «Посади луговой и садовые цветки»; «Назови лишний цветок». «Собери букет», «Какого растения не стало», Д/и: «Собери цветок», «Угадай по описанию», «Выложи цветы» (мозаика)», Лото «Полевые цветы», Лабиринт «Отгадай загадку, найди отгадку», «Собери букет», «Что сначала, что потом», «Выложи из счётных палочек цветы», «Сложи картинку», «Цветочное лото», Домино – «Наш сад».
Этюд «Цветок», «Садоводы».
Сюжетные игры «Аптека», «Цветочный магазин»; «Садовник».
Двигательный центр.
Утренняя гимнастика «Волшебные цветы»; «
Пальчиковые игры: «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Росточек»; «Одуванчик».
Подвижные игры «Найди пару», «1,2,3 - к растению беги», «Садовник» ; «Добеги до цветка».
Физкультминутки: «На лугу растут цветы», «Раз цветок, два цветок».
Познавательно-исследовательская деятельность:
Беседы «Цветы – краса земли»; «Красная книга Самарского края». «Какие лекарственные растения есть»; «Как растения растут»; рассмотреть растение через лупу; «Что общего у всех растений»; «Зачем делают гербарий», «История названий цветов»
Целевые прогулки По садам гуляет лето», (наблюдение, рассматривание цветов,
Коммуникативная деятельность:
- Беседа о разнообразие цветов. Составление описательного рассказа о цветах на наших клумбах; Рассказывание «Как мы можем сделать наш город еще красивее»(Составление описания растений по схеме)
- Беседы «Как лечат растения?», «Что было бы, если исчезли цветы?», «Если бы ты был садовым цветком», д/и «Один-много», «Назови как можно больше»
- Беседы: «Какие цветы и травы вы знаете?», «Луговые травы», «Лекарственные растения», «Садовые цветы»
- Рассматривание иллюстраций луговых, лекарственных, садовых цветов и трав, а так же альбомов «Зелёная аптека» и «Растения под охраной»
Музыкальная деятельность:
Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа», М. Протасов «Одуванчики»; Детские песенки: «Цветик-семицветик», «Лето»,
Развлечение на улице «Праздник цветов»
Хороводные игры «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».
Продуктивная деятельность:
Рисование на песке, на асфальте «Мой любимый цветок»,
Рисование по выбору «Лекарственное растение»,
Свободное рисование по шаблонам.
Аппликация «Одуванчик»; «Цветочные фантазии».
Оригами «Тюльпан»
Трудовая деятельность:
Уход за растениями на клумбе.
Поливка клумб, прополка цветов, сбор семян.
Работа с родителями:
• Оформление выставки рисунков «Лекарственные растения», «Растения детского сада».
• изготовление необходимых атрибутов, эмблем к досугу,
• заучивание стихотворений и песен
• Оформление папки-передвижки «Цветочная страна», «Комнатные растения», «Зеленый мир на окошке», «Немножко о цветах», «Рассказы о полевых растениях», «Растения детского сада», «Гербарий»,
4. Заключительный
Составление альбома: «Гербарий. Растения нашего сада»;
Завершение проекта (продукт).
Презентация проекта проходила по форме:
- организация выставки творческих работ детей;
- альбом «Гербарий».
- изготовление игр по теме;
- мультимидийная презентация проекта.
Описание достигнутых образовательных результатов:
Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
В ходе проекта дети научились собирать гербарий, составлять букеты, использовать цветы как декоративный материал. Дети закрепили знания о разнообразии цветов и трав, умеют отличать, сравнивать луговые, лекарственные, садовые цветы и травы. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, освоили нормы поведения в природе. Дети получили знания о разнообразии цветов, их применении, об их уходе.
Дети познакомились: с разнообразием комнатных, луговых, полевых, лесных, садовых, лекарственных цветов, с их красотой и неповторимостью.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
В процессе реализации проекта привлекалась помощь родителей воспитанников : при составлении гербария, альбомов о цветах, оформления фото – выставок цветов, при подборе материала для изготовления поделок из ткани.
Для создания плакатов «Берегите природу» приглашали принять участие родителей детей и всех желающих.
Таким образом, участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
Литература
1. Волчкова, В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131 с.
2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! 1 и 2 ч. – СПб. : Детство-пресс, 2003.
3. Волочкова, В. Н. Степанова, Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
4. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981
5. Королева, И. А., Степанова, В. А. Листок на ладони / Под ред. Л. М. Маневцовой. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
6. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2015. – 320 с.
7. «Мы». Программа экологического образования детей // Кондратьева, Н. Н. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 240 с.
8. Нифонтова, С. Н., Гаштова, О. А., Жук, Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
9. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / Авт. -сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 174 с.
10. Шишкина, В. А., Дедулевич, М. Н. Прогулки в природу. – М. : Просвещение, 2002
11. Шорыгина Т. А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей / Т. А. Шорыгина. – М. : ГНОМиД, 2012. – 64 с.