Марина Бухарова
Взаимодействие с агрессивным ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с агрессивным ребёнком
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — это намеренные действия, «направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному”
Агрессивность это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».Таким образом, можно сделать вывод, если агрессия - это действие, то агрессивность – готовность к совершению этих действий. (Реан А. А.)
Публикация «Взаимодействие с агрессивным ребёнком» размещена в разделах
Выделяются следующие виды агрессии :
1) физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого, или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы его владельца).
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение.
2) вербальная агрессия : косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб (“А Вова меня стукнул”, “А Тищенко постель не убрала” и пр.); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника(“Уходи, надоел”, “Не мешай”); агрессивных фантазий (“Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму”; “Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один”).
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие “детские” формы прямой вербальной агрессии : дразнилки: (“Ябеда - корябеда”, “Жора - обжора”); оскорбления (“Урод”, “Дебил”).
3) прямая агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
4) косвенная агрессия — действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п., и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
5) инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;
6) враждебная агрессия — выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;
7) аутоагрессия — агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
8) альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты других от чьих-то агрессивных действий.
По форме агрессивные действия могут быть самыми разными.
Детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты. У взрослых от таких вполне социально одобренных форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологи: войны, убийства, оскорбления, насилия и терроризм и пр.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).
Причины и факторы.
Семейные:
- неприятие детей родителями (нежеланные дети,
- безразличие или враждебность со стороны родителей,
- чрезмерный контроль (гиперопека) или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей,
- ограничение физической и эмоциональной активности.
Личные:
- неуверенность в собственной безопасности,
- недовольство собой (отсутствие эмоционального поощрения от родителей,
- эмоциональная нестабильность (до 7 лет дети подвержены колебаниям эмоций)
- тип темперамента. Менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Более склонны - холерики, вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной.
Ситуативные:
- плохое самочувствие, переутомление,
- влияние факторов окружающей среды (шум, вибрация, микроклимат, теснота,
- влияние продуктов питания (не исключается повышение нервозности и агрессивности при чрезмерном употреблении шоколада, чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды).
Некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга:
неспровоцированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребенка, особенно внезапно возникшая, может быть и одним из симптомов таких тяжелых расстройств, как судорожная готовность, эпилепсия, шизофрения. В этом случае необходимо тщательное обследование ребенка и при необходимости – лечение у детского психиатра.
Влияние социального окружения:
Для дошкольника значимыми являются три фактора:
1. Семья. Причина детской агрессивности – это различные нарушения семейного воспитания.
- Ребенок рождается здоровым, физически активным, обладает лидерскими наклонностями и сильным типом нервной системы. А в семье чрезмерно ограничивают его активность, стараются защитить от всего, что может оказаться опасным.
- Депрессивное состояние родителей, жестокое обращение с детьми или с другими членами семьи, невнимание к ребенку, постоянное запугивание.
- Вседозволенность и потакание всем детским желаниям, невнимание родителей к опасным переменам в поведении ребенка, отсутствие взаимопонимания и контакта с ребенком.
2. Окружающие дети
3. Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают всё большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом. Американские социологи подсчитали, что в наиболее популярных телевизионных передачах на каждый час вещания приходится в среднем 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Секс и насилие фигурируют более, чем в 60% анонсов телепрограмм. По России данных нет, но вероятно, что эта цифра не меньше.
Направления сопровождения агрессивного ребёнка :
1. Социализация агрессивности.
2. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и др.)
3. Обучение ребёнка навыкам саморегуляции, релаксации.
4. Развитие навыков межличностного взаимодействия.
- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме - переносу чувств на неопасные объекты. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься
1. резиновые игрушки,
2. каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой,
3. поролоновые мячи,
4. мишень с дротиком,
5. «стаканчик для крика»,
6. спортивный инвентарь.
Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивая его в игровой форме.
Катарсис (в буквальном смысле «очищение эмоций»)– это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения.
Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии.
Примеры: «стаканчик крика, гнева», игры в дартс, бокс и др.
Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, песком, водой, рисование с помощью пальцев.
- Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для них очень полезными будут дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, релаксация. Когда мышцы расслабляются отдыхает нервная система, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.
- Важно формировать такие качества, как эмпатия (сопереживание, доверие к людям и т. д.
Это можно делать во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме того, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.
- Необходима отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях
Обсуждение с ребенком наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определенные события. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.
Рекомендации родителям:
Шесть советов избавления от гнева
Совет № 1
Содержание: Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно
Пути выполнения: Слушайте своего ребенка. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
Совет №2
Содержание: Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
Пути выполнения: Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно). Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
Совет№3
Содержание: Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии
Пути выполнения: Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
«Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или:
«Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
Совет №4
Содержание: В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
Пути выполнения:
Примите теплую ванну, душ.
Выпейте чаю.
Позвоните друзьям.
Сделайте «успокаивающую»маску для лица.
Просто расслабьтесь, лежа на диване.
Послушайте любимую музыку.
Совет №5
Содержание: Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.
Пути выполнения: Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном).
Совет №6
Содержание: К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.
Пути выполнения: Изучайте силы и возможности вашего ребенка.
Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д., отрепетируйте все загодя.
Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т. д.