Жанна
Выступление на августовском совещании педагогических работников по теме «Выявление и поддержка одаренных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Раскрывая и дополняя тему заседания «Обеспечение успешности и развития каждого воспитанника как предмет педагогической деятельности», нельзя не обратить внимание на такое направление в работе дошкольных образовательных учреждений, как работа с одаренными детьми.
Одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека.
Публикация «Выступление на августовском совещании педагогических работников по теме „Выявление и поддержка одаренных детей“» размещена в разделах
Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много, и нельзя упустить возможности их развития. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Кроме того, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России в сравнении, например с детьми США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников. В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости ума и оригинальности.
В первую очередь это связано с тем, что наше дошкольное и школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала детей. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам,
Проще говоря, недостаточно методик, специально направленных на развитие творческого мышления детей. В американской же системе образования, как частной, так и государственной, последние пять лет широко распространяются такие методики.
Несомненно, в настоящее время на педагога, работающего с детьми, ложится большая ответственность: от него зависят не только психологический климат в группе, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в той или иной деятельности, но и развитие творческой, одаренной личности. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития.
Проявление и развитие высших способностей ребенка стимулируются рядом факторов. Психологи и педагоги выделяют несколько условий становления творческого потенциала личности:
• психологическая безопасность
• психологическая свобода
• эмпатическое понимание и свобода от оценок
• принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия.
Именно эти условия лежат в основе здоровой Я-концепции личности, способной к саморазвитию, созиданию, реализации своих творческих возможностей.
Проблема одаренности в системе образования обычно решается путем создания специальных кружков для одаренных и талантливых детей. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. Поэтому, возникла идея организации работы по развитию одаренных детей в детском саду.
Принимая во внимание сущность и структуру детской одаренности, а также рассмотрев различные точки зрения на проблему ее развития, мы пришли к выводу, что готовность педагога к работе с одаренными детьми представляет собой сложное целостное личностно-деятельностное образование, включающее в себя потребность, способность и профессиональные умения создания оптимальных условий для развития потенциала одаренных детей посредством организации специального психолого-педагогического и методического сопровождения ребенка, соответствующего его индивидуальным особенностям, возможностям и потребностям.
В своей работе мы выбрали интеллектуально-творческую одаренность детей дошкольного возраста и поставили перед собой цель –создать условия для сопровождения детей с высоким уровнем способностей внутри дошкольного учреждения.
Концептуальной основой для организации работы с одаренными детьми является программа Л. А. Венгера «Одаренный ребенок». Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности : познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности.
В результате основными задачами нашей работы стали
1. Проведение мониторинга по выявлению детей с различными видами способностей, создание банка данных детей, имеющих ярко выраженные способности.
2. Разработка программ развития и обучения детей с повышенным уровнем способностей.
3. Повышение профессионального и творческого уровня знаний педагогов по работе с одаренными детьми.
4. Интеграция основного и дополнительного образования в соответствии с ФГОС ДО и на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов.
5. Оказание квалифицированной консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.
Система реализации работы следовала по трем направлениям: работа с детьми, родителями и педагогами
И так…
Формы работы с одаренными детьми :
- проекты индивидуальные, групповые, семейные;
- кружки ;
- конкурсы, викторины, соревнования;
- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;
- опытно-исследовательская деятельность.
Следующее направление -работа с родителями
В данном направлении использовались следующие формы:
- родительский клуб;
- индивидуальные консультации психолога;
детско-родительские проекты.
Работа с педагогами была направлена ознакомление с педагогическими методами по работе с одаренными детьми и возможными психологическими проблемами таких детей, были изучены методы коррекции и помощь психолога в данных затруднениях.
Формами работы с педагогическим коллективом стали :
- педагогическое проектирование;
- открытые показы, семинары-практикумы.
В результате мониторинга из общего количества детей старшего возраста – 76 детей, выявлен 31 ребенок с ярко выраженными способностями.
В соответствии с задачами программ разработанных педагогами была разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Базовый компонент образования был обогащен модулями занятий по развитию театральных, физических, художественных, интеллектуальных, и хореографических способностей.
Немаловажное значение имело применение интегративного метода в работе с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин.
Хорошо зарекомендовали себя интегрированные занятия в сотворчестве “логопед + воспитатель”, педагог психолог + воспитатель, “Музыкальный руководитель +педагог Изо», «Инструктор по физ. воспитанию + музыкальный руководитель, «Педагог по театральной деятельности +педагог ИЗО деятельности»
Работа велась по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в таких кружках и студиях:
• Театральная студия «Театр маленьких актёров»
• Изостудия «Весёлый карандаш»
• Спортивный кружок «Здоровый ребенок»
• Познавательный кружок «Юный исследователь»
• Студия хореографии «Мир танца»
Меня как музыкального руководителя заинтересовал раздел развития и поддержки хореографической одаренности детей. Хотелось бы немного рассказать об этом направлении.
Взяв за основу уникальность одаренных детей, мы попытались создать ряд занятий, способствующих формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, получать удовольствие от занятий ритмикой, наслаждаться красотой движений; развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом, расширять знания детей о истории возникновения танцев. Кроме того, создать атмосферу эмоционального комфорта, творческой активности. А значит, создать условия для успешного развития одаренных детей. Так была разработана программа «Мир танца».
Основная форма занятий с детьми– практическая. Но в процессе обязательно проводятся беседы с подачей нового материала, просматриваются видеоматериалы.
Занятия проходят два раза в неделю по 1 часу. Существуют индивидуальные формы работы для отстающих и особо одаренных детей.
Занятия разделены на 5 блоков: которые вы можете увидеть на слайде
Современный танец
Танцы народов мира
Песни войны
Русские узоры
Спортивные танцы
Классические танцы
В результате практической деятельности в кружке дети познакомились с разными жанрами хореографического искусства: классический, современный (эстрадный, народный танец, получили представление о выразительности танцевальных движений, выразительности легкости, силе, грации.
Дети с желанием идут на кружок, большинство любит современную музыку, проявляют интерес к народной музыке. Воспитанники глубже понимают музыку, интересуются различными видами танцев, горят желанием побывать в больших городах и посмотреть на танцы в исполнении известных артистов и групп. Результатом нашей работы стали выступления детей с хореографическими композициями на различных мероприятиях: концертах в ДОУ, в доме культуры, на районных методических объединениях, творческих конкурсах, где занимали призовые места.
Отслеживая качество работы по реализации программ других направлений нами были получены следующие результаты: наши воспитанники стали призерами и победителями различных детских конкурсов таких как:
Всероссийский конкурс «Мечтай, исследуй, размышляй»
Окружной конкурс «Природа родного края»,
Районные конкурсы «Красота родной природы» «Умники и умницы», «Юный математик», «Юный исследователь», «Вдохновение», «Театр-творчество-дети», «Мы славяне», «Конкурс информационных проектов», «Губернаторские состязания» и др.
В результате целенаправленной работы с одаренными детьми мы выявили возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития (31% воспитанников продолжают развивать свои творческие способности в школе искусств, в танцевально-хореографических коллективах поселка).
Стоит отметить и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, приобретение современных диагностических материалов, которые позволяют качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей.
В результате нашей совместной деятельности с родителями произошла активизация и обогащение воспитательных умений родителей (по результатам анкетирования 97,8 % родителей довольны инновационными процессами, происходящими в ДОУ).
Кроме того, повысился профессиональный уровень педагогов. Воспитатели имеют возможность вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помочь родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.