ВЕРОНИКА МИРОНЧЕНКО
«Встреча юных мастеров умельцев». Комплексное занятие с использованием марийского национального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Встреча юных мастеров умельцев
Комплексное занятие
с использованием марийского национального компонента
в подготовительной логопедической группе.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и быта русского и марийского народа.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Закреплять полученные знания и умения.
Публикация «„Встреча юных мастеров умельцев“, Комплексное занятие с использованием марийского национального компонента» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
2. Упражнять в правильном и четком звукопроизношении.
Развивающие задачи:
1. Активизировать познавательный интерес.
2. Развивать творческие способности, зрительную память, внимание, худо-жественный вкус, выразительность речи.
3. Расширять словарный запас детей, совершенствовать грамматически - правильную речь, закрепить умения детей согласовывать слова в роде, числе, падеже.
4. Развить мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любознательность, настойчивость, целеустремленность, на-ходчивость, стремление к познаниям, партнерские взаимоотношения.
2. Воспитывать у детей любовь, уважение и интерес к народно-прикладному искусству.
Предварительная работа: обогащение словаря, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с промыслами русского народа (гончарный, ложкарный, плетение, вышивание, ткачество, вязание, разными видами росписи (дымковская, хохломская, городецкая, гжельская, отгадывание и загадывание загадок.
Оборудование:
1. Русская изба (предметы старины, сундук, печка, скамейки, лавки, прял-ка, веретено, ткацкий станок, холст, платья, рубахи, полотенца, вышитые русским узором).
2. Карточки с предметами народно-прикладного искусства.
3. Столы, на которых расположены предметы хохломы гжели, городца, дымковская игрушка, изделия народно-прикладного искусства.
4. Полоски шпона, цветной бумаги, драпа разного цвета.
5. Сундучок. Угощение.
Ход занятия.
Вводная часть.
Входит хозяйка (воспитатель в русском костюме) здоровается с гостями:
- Здравствуйте, гости дорогие (с поклоном).
(заходят дети)
Хозяйка: Здравствуйте, мои родные! Посмотрите, сколько у нас гостей, по-здороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте! (с поклоном)
Хозяйка: Как я рада встрече с вами! Милости прошу в мой дом. Проходите, присаживайтесь, садитесь потеснее, слушать будет веселее. Посидим рядком, да поговорим ладком.
Основная часть.
Хозяйка: Расскажу я вам о том, как в далекие-далекие времена на Руси, де-ревни и села окружали вековые и могучие леса. Куда ни глянь всюду лес. Из него крестьяне строили себе дома.
- А как в старину назывались дома? (избы)
Хозяйка: Правильно избы. Как вы думаете, такие половички крестьяне покупали?
Дети: Ткали
Хозяйка: Правильно, крестьяне их ткали.
- Посмотрите, а на что можно сесть в моей избе?
Дети: На лавки, скамейки.
Хозяйка: Посмотрите на предметы, которые лежат у меня на столе.
- Как можно назвать их одним словом? (посуда)
- А какая здесь посуда? (чашка, ложка, крынка, горшок).
- Из чего сделана эта посуда? (из дерева, глины).
Крестьяне сами делали посуду из глины, а чтобы она была прочной, обжигали её в печи.
- А что делали из дерева? (ложки, чашки).
В старину крестьяне хлебали щи деревянными ложками, а как вы думаете почему?
Дети: Когда ешь горячие щи такой ложкой, она не обжигает рот.
Хозяйка: А где крестьяне готовили еду? (в печке).
В моем доме тоже есть печь.
Хозяйка: А знаете ли вы, что в старые времена крестьяне пряли нитки. А как вы думаете, на чем? (на прялке). Вот посмотрите, как я это делаю (показывает). С помощью веретена нитка получается ровная. Из этих ниток ткали холсты. Как назывался вот этот материал? (холст) А на чем ткали холсты? Вот здесь у меня ткацкий станок. Посмотрите, как он работает (объясняет и показывает). Из этого холста шили платья, рубахи, полотенца, а затем свои изделия украшали вышивкой. Посмотрите, как красиво! (дети рассматривают вышитые изделия). Вот какими мастерами-умельцами были русские крестьяне.
В России были разные промыслы.
- Какие вы знаете? (ложкарный, гончарный, ткачество, плетение, вышивание, вязание). Разнеслась молва о России-матушке, о её замечательных промыслах по всему свету, дошла она и до наших дней.
Сейчас я приглашаю вас в сказочный мир мастеров-умельцев. Но сначала вспомним, какие виды росписи вы знаете?
Дидактическая игра: «Назови правильно».
(Детям предлагаются карточки с предметами, расписанными разными видами росписи: дымковская, хохломская, городецкая, гжельская).
Хозяйка: Молодцы, с заданием справились все дети.
• Есть такая ягода – красная, спелая, а есть её нельзя.
• Есть птица с яркими перьями, но не летает, не поёт она.
• И зверь есть красивый, но бегать он не может.
Чтобы это всё увидеть мы и пришли в сказочный мир современных мастеров-умельцев. (Дети рассматривают выставку народно-прикладного искусства).
Хозяйка: Посмотрите на эти предметы сказочной красоты. (Хохлома)
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (из дерева).
- А каким узором расписаны? (хохломским).
- Из каких элементов состоит хохломская роспись? (травка, завиток, лист, ягодка, цветок).
- А какой самый старинный узор хохломской росписи? (травка)
Хозяйка: Правильно, травка, именно травным орнаментом мастера-умельцы расписывают изделия и по сей день.
Современный центр хохломского живописного промысла – город Семё-нов, Нижегородской области. (Подходят к другому столику).
Хозяйка: Ребята, посмотрите, а здесь красота-то какая! Работы – диво! Изящны, красивы!
- Каким узором расписаны эти предметы? (городецким узором)
- Из каких элементов состоит городецкий узор? (розаны, купавки, листья, цветы, животные, птицы)
- А почему узор называется городецким? (этот художественный промысел находится в городе Городце, Нижегородской области).
Правильно городецкий художественный промысел славится на весь мир. (Подходят к столику, где размещены изделия из гжели)
Хозяйка: Какой росписью украшены эти предметы? (синей росписью, гжель). В Подмосковье есть небольшая деревня Гжель, на заводах создают фарфоровые изделия и расписывают росписью гжели.
- Чем отличаются эти изделия? (прежде всего своим цветом, он всегда одинаков: бело-синий).
Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись! Самый распространенный узор – гжельская роза, лепестки, диковинные птицы. До чего же хороши эти изделия, они полюбились людям не только в нашей стране, но и за её пределами. А сейчас послушайте загадку:
В земле скрывается
В руках преображается
Огнём закаляется
В игрушку превращается
(глина)
Ребё нок:
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные!
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, кисточки, полоски.
Хозяйка:
Да, простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор
Откуда получилось это чудо?
Как вы думаете?
(из Дымково)
Хозяйка: Значит это, какие игрушки? (дымковские).
При изготовлении глиняных игрушек каждый мастер-умелец вкладывал что-то своё.
- А какие элементы используются в дымковской росписи?
Дети: точки, полоски, колечки, цветочки.
Хозяйка: Эти красивые игрушки предназначены не только для игры, но и для украшения быта.
- С какими украшениями русского народно-прикладного искусства мы сегодня познакомились? (дымка, гжель, хохлома, городецкие)
(Звучит марийская музыка)
Хозяйка: - Я слышу чудные мелодии, как вы думаете, какая это звучит мелодия? (марийская)
А вот здесь вы видите изделия марийских мастеров умельцев.
- Какие вы знаете промыслы народа мари? (ткачество, плетение, вышивка, вязание, ложкарный, гончарный)
- Марийский народ, как и русский, богат на выдумку. Издавна, на земле марийской, было распространено плетение. Плели из бересты, лыка, мочала, ивовых прутьев. И по сей день в нашей республике занимаются плетением.
- Вам нравятся эти изделия? Какие они?
- Красивые, теплые. А вы хотели бы быть мастерами умельцами, по изготовлению изделий плетением?
Дети: Да!
Хозяйка: Тогда внимательно посмотрите и выберите то, что вам нужно для работы. (дети подбирают разный материал, полоски шпона разного цвета)
- Каждый выбрал по душе, тогда за работу. (дети садятся за столы и работают, плетут коврики из шпона, под музыкальное сопровождение).
Хозяйка: Ну, что устали от работы?
«Умеющий работать от работы не устает»
- Какие чудесные поделки у вас получились!
- Красота-то, какая! Да вы настоящие мастера-умельцы!
- Ну, что же, делу – время, потехе – час!
В народе любое дело не обходится без веселья.
1 Ребё нок: Обойди хоть всю планету
Лучше нашей пляски нету,
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
2 Ребё нок:
Заиграй-ка, балалайка
Ты на улице хозяйка,
Балалаечка поёт
В хоровод ребят зовёт.
(«Марийский перепляс» - под марийскую народную мелодию)
Хозяйка: Молодцы ребятки, хорошо танцуете, а поиграть хотите?
Игра «Пундыш-влак» - марийская народная игра.
(Пеньки пенёчки перед началом игры выбирают троих или четверых детей. Они будут сидеть как пенёчки, а остальные должны бегать. Пеньки их ловят, размахивая руками. Кого поймают, те садятся вместе с ними).
Заключительная часть.
Хозяйка: Вы не только умеете хорошо работать, но и умеете от души повеселиться. За это я хочу вас угостить. (выносится сундук)
Хозяйка: Сундучок не простой, чтобы он открылся, надо его попросить:
«Сундучок, сундучок,
Приоткрой свой бочок»
(открывается сундучок и дети получают угощение «Пукш» -печенье орешки)
Дети: Спасибо!
Хозяйка: А теперь пора и домой. До свидания.
Дети: До свидания. (дети уходят)