Папки-передвижки

«Встреча юных мастеров умельцев». Комплексное занятие с использованием марийского национального компонента

ВЕРОНИКА МИРОНЧЕНКО
«Встреча юных мастеров умельцев». Комплексное занятие с использованием марийского национального компонента
▼ Скачать

Встреча юных мастеров умельцев

Комплексное занятие

с использованием марийского национального компонента

в подготовительной логопедической группе.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и быта русского и марийского народа.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Закреплять полученные знания и умения.

Публикация «„Встреча юных мастеров умельцев“, Комплексное занятие с использованием марийского национального компонента» размещена в разделах

2. Упражнять в правильном и четком звукопроизношении.

Развивающие задачи:

1. Активизировать познавательный интерес.

2. Развивать творческие способности, зрительную память, внимание, худо-жественный вкус, выразительность речи.

3. Расширять словарный запас детей, совершенствовать грамматически - правильную речь, закрепить умения детей согласовывать слова в роде, числе, падеже.

4. Развить мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любознательность, настойчивость, целеустремленность, на-ходчивость, стремление к познаниям, партнерские взаимоотношения.

2. Воспитывать у детей любовь, уважение и интерес к народно-прикладному искусству.

Предварительная работа: обогащение словаря, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с промыслами русского народа (гончарный, ложкарный, плетение, вышивание, ткачество, вязание, разными видами росписи (дымковская, хохломская, городецкая, гжельская, отгадывание и загадывание загадок.

Оборудование:

1. Русская изба (предметы старины, сундук, печка, скамейки, лавки, прял-ка, веретено, ткацкий станок, холст, платья, рубахи, полотенца, вышитые русским узором).

2. Карточки с предметами народно-прикладного искусства.

3. Столы, на которых расположены предметы хохломы гжели, городца, дымковская игрушка, изделия народно-прикладного искусства.

4. Полоски шпона, цветной бумаги, драпа разного цвета.

5. Сундучок. Угощение.

Ход занятия.

Вводная часть.

Входит хозяйка (воспитатель в русском костюме) здоровается с гостями:

- Здравствуйте, гости дорогие (с поклоном).

(заходят дети)

Хозяйка: Здравствуйте, мои родные! Посмотрите, сколько у нас гостей, по-здороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте! (с поклоном)

Хозяйка: Как я рада встрече с вами! Милости прошу в мой дом. Проходите, присаживайтесь, садитесь потеснее, слушать будет веселее. Посидим рядком, да поговорим ладком.

Основная часть.

Хозяйка: Расскажу я вам о том, как в далекие-далекие времена на Руси, де-ревни и села окружали вековые и могучие леса. Куда ни глянь всюду лес. Из него крестьяне строили себе дома.

- А как в старину назывались дома? (избы)

Хозяйка: Правильно избы. Как вы думаете, такие половички крестьяне покупали?

Дети: Ткали

Хозяйка: Правильно, крестьяне их ткали.

- Посмотрите, а на что можно сесть в моей избе?

Дети: На лавки, скамейки.

Хозяйка: Посмотрите на предметы, которые лежат у меня на столе.

- Как можно назвать их одним словом? (посуда)

- А какая здесь посуда? (чашка, ложка, крынка, горшок).

- Из чего сделана эта посуда? (из дерева, глины).

Крестьяне сами делали посуду из глины, а чтобы она была прочной, обжигали её в печи.

- А что делали из дерева? (ложки, чашки).

В старину крестьяне хлебали щи деревянными ложками, а как вы думаете почему?

Дети: Когда ешь горячие щи такой ложкой, она не обжигает рот.

Хозяйка: А где крестьяне готовили еду? (в печке).

В моем доме тоже есть печь.

Хозяйка: А знаете ли вы, что в старые времена крестьяне пряли нитки. А как вы думаете, на чем? (на прялке). Вот посмотрите, как я это делаю (показывает). С помощью веретена нитка получается ровная. Из этих ниток ткали холсты. Как назывался вот этот материал? (холст) А на чем ткали холсты? Вот здесь у меня ткацкий станок. Посмотрите, как он работает (объясняет и показывает). Из этого холста шили платья, рубахи, полотенца, а затем свои изделия украшали вышивкой. Посмотрите, как красиво! (дети рассматривают вышитые изделия). Вот какими мастерами-умельцами были русские крестьяне.

В России были разные промыслы.

- Какие вы знаете? (ложкарный, гончарный, ткачество, плетение, вышивание, вязание). Разнеслась молва о России-матушке, о её замечательных промыслах по всему свету, дошла она и до наших дней.

Сейчас я приглашаю вас в сказочный мир мастеров-умельцев. Но сначала вспомним, какие виды росписи вы знаете?

Дидактическая игра: «Назови правильно».

(Детям предлагаются карточки с предметами, расписанными разными видами росписи: дымковская, хохломская, городецкая, гжельская).

Хозяйка: Молодцы, с заданием справились все дети.

• Есть такая ягода – красная, спелая, а есть её нельзя.

• Есть птица с яркими перьями, но не летает, не поёт она.

• И зверь есть красивый, но бегать он не может.

Чтобы это всё увидеть мы и пришли в сказочный мир современных мастеров-умельцев. (Дети рассматривают выставку народно-прикладного искусства).

Хозяйка: Посмотрите на эти предметы сказочной красоты. (Хохлома)

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (из дерева).

- А каким узором расписаны? (хохломским).

- Из каких элементов состоит хохломская роспись? (травка, завиток, лист, ягодка, цветок).

- А какой самый старинный узор хохломской росписи? (травка)

Хозяйка: Правильно, травка, именно травным орнаментом мастера-умельцы расписывают изделия и по сей день.

Современный центр хохломского живописного промысла – город Семё-нов, Нижегородской области. (Подходят к другому столику).

Хозяйка: Ребята, посмотрите, а здесь красота-то какая! Работы – диво! Изящны, красивы!

- Каким узором расписаны эти предметы? (городецким узором)

- Из каких элементов состоит городецкий узор? (розаны, купавки, листья, цветы, животные, птицы)

- А почему узор называется городецким? (этот художественный промысел находится в городе Городце, Нижегородской области).

Правильно городецкий художественный промысел славится на весь мир. (Подходят к столику, где размещены изделия из гжели)

Хозяйка: Какой росписью украшены эти предметы? (синей росписью, гжель). В Подмосковье есть небольшая деревня Гжель, на заводах создают фарфоровые изделия и расписывают росписью гжели.

- Чем отличаются эти изделия? (прежде всего своим цветом, он всегда одинаков: бело-синий).

Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись! Самый распространенный узор – гжельская роза, лепестки, диковинные птицы. До чего же хороши эти изделия, они полюбились людям не только в нашей стране, но и за её пределами. А сейчас послушайте загадку:

В земле скрывается

В руках преображается

Огнём закаляется

В игрушку превращается

(глина)

Ребё нок:

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные!

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, кисточки, полоски.

Хозяйка:

Да, простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор

Откуда получилось это чудо?

Как вы думаете?

(из Дымково)

Хозяйка: Значит это, какие игрушки? (дымковские).

При изготовлении глиняных игрушек каждый мастер-умелец вкладывал что-то своё.

- А какие элементы используются в дымковской росписи?

Дети: точки, полоски, колечки, цветочки.

Хозяйка: Эти красивые игрушки предназначены не только для игры, но и для украшения быта.

- С какими украшениями русского народно-прикладного искусства мы сегодня познакомились? (дымка, гжель, хохлома, городецкие)

(Звучит марийская музыка)

Хозяйка: - Я слышу чудные мелодии, как вы думаете, какая это звучит мелодия? (марийская)

А вот здесь вы видите изделия марийских мастеров умельцев.

- Какие вы знаете промыслы народа мари? (ткачество, плетение, вышивка, вязание, ложкарный, гончарный)

- Марийский народ, как и русский, богат на выдумку. Издавна, на земле марийской, было распространено плетение. Плели из бересты, лыка, мочала, ивовых прутьев. И по сей день в нашей республике занимаются плетением.

- Вам нравятся эти изделия? Какие они?

- Красивые, теплые. А вы хотели бы быть мастерами умельцами, по изготовлению изделий плетением?

Дети: Да!

Хозяйка: Тогда внимательно посмотрите и выберите то, что вам нужно для работы. (дети подбирают разный материал, полоски шпона разного цвета)

- Каждый выбрал по душе, тогда за работу. (дети садятся за столы и работают, плетут коврики из шпона, под музыкальное сопровождение).

Хозяйка: Ну, что устали от работы?

«Умеющий работать от работы не устает»

- Какие чудесные поделки у вас получились!

- Красота-то, какая! Да вы настоящие мастера-умельцы!

- Ну, что же, делу – время, потехе – час!

В народе любое дело не обходится без веселья.

1 Ребё нок: Обойди хоть всю планету

Лучше нашей пляски нету,

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

2 Ребё нок:

Заиграй-ка, балалайка

Ты на улице хозяйка,

Балалаечка поёт

В хоровод ребят зовёт.

(«Марийский перепляс» - под марийскую народную мелодию)

Хозяйка: Молодцы ребятки, хорошо танцуете, а поиграть хотите?

Игра «Пундыш-влак» - марийская народная игра.

(Пеньки пенёчки перед началом игры выбирают троих или четверых детей. Они будут сидеть как пенёчки, а остальные должны бегать. Пеньки их ловят, размахивая руками. Кого поймают, те садятся вместе с ними).

Заключительная часть.

Хозяйка: Вы не только умеете хорошо работать, но и умеете от души повеселиться. За это я хочу вас угостить. (выносится сундук)

Хозяйка: Сундучок не простой, чтобы он открылся, надо его попросить:

«Сундучок, сундучок,

Приоткрой свой бочок»

(открывается сундучок и дети получают угощение «Пукш» -печенье орешки)

Дети: Спасибо!

Хозяйка: А теперь пора и домой. До свидания.

Дети: До свидания. (дети уходят)

Публикации по теме:

Фотоотчёт занятия по теме «Космос»Фотоотчёт занятия по теме «Космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности - Космос- можно найти ниже. Космические игры и занятия проводились для детей старшего.

Сетка ООД интегрированного эстетически-оздоровительного цикла в летний период Примерная сетка организованной образовательной деятельности интегрированного эстетически – оздоровительного цикла в летний период Группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Встреча юных мастеров умельцев». Комплексное занятие с использованием марийского национального компонента
Опубликовано: 2 июля 2014 в 21:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Встреча юных мастеров умельцев». Комплексное занятие с использованием марийского национального компонента» (включая файлы) размещена пользователем ВЕРОНИКА МИРОНЧЕНКО в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД