Ольга Новоселова
Возрастные кризисы
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
ВЗГЛЯДЫ
Многие исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью.
Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой этапы постепенных изменений чередуются с возрастными кризисами. Психическое развитие - это смена стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрастном кризисе.
Публикация «Возрастные кризисы» размещена в разделах
Гейл Шихи выдвинула предположение, что для личностные кризисы посещают нас каждые семь лет. В сильно упрощенном виде: 16 лет "Я не маленький!", 23 года - "Я полноценный взрослый", 30 лет - "Мечты юности несостоятельны", 37 лет - кризис середины жизни, замаячила Смерть, и так далее.
КРИЗИСЫ ДЕТСТВА
Выготский описал следующие кризисы :
кризис новорожденного - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
кризис 1 года - отделяет младенчество от раннего детства;
кризис 3 лет - переход к дошкольному возрасту;
кризис 7 лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
кризис подросткового возраста (13 лет)
НОВОРОЖДЕННЫЙ - ТРЁХЛЕТКА
Это — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Сначала – это зависимость от взрослых, формирование привязанности и доверия к Другому. Позже - разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "я". Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
СЕМИЛЕТКА
В 7 лет ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом на чале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание.
ПОДРОСТОК
Кризис подросткового возраста в первую очередь связан с половым созреванием и перестройкой всего организма ребенка.
Иногда весь подростковый возраст называют "затянувшимся кризисом".
КРИЗИСЫ ВЗРОСЛЫХ
Гораздо менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Они возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности
17-20 ЛЕТ
В этом возрасте человек уже является формально и считается взрослым. Более того — взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее
ТРИДЦАТИЛЕТИЕ
В это время человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают "делать карьеру", другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий "смысл жизни", что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце
40-45 ЛЕТ
Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие — в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее.
60-70 ЛЕТ
Человек в эти годы, как правило, выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.
То, что в жизни человека случаются кризисы, переломные моменты, когда требуется переосмысление всего прожитого и принятие новых решений, известно давно.
Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными.
Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с человеком перемен могут значительно смягчить протекание возрастных кризисов.