Елена Маркова
Воспитание привычек и первых навыков культуры поведения.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у ребенка той или иной привычки начинается с обучения его соответствующему навыку. Приобретенная привычка становится своего рода потребностью делать так, а не иначе. На основе привычек формируются черты характера. воспитывая у ребенка привычку поддерживать порядок в игровом уголке, складывать одежду при раздевании, воспитатель закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность.
Публикация «Воспитание привычек и первых навыков культуры поведения,» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
Обучая детей тому или иному навыку, взрослых должен показать, как выполнить действие. Сначала каждый элемент действия в отдельности, так как показ в этом возрасте (с 1 до 2 лет) имеет особо важное значение.
В первое время надо следить, чтобы ребенок все делал правильно. Иначе может образоваться неправильный навык. Следует позаботиться, чтобы предлагаемое ребенку задание было посильным, соответствовало возрастным возможностям и достигнутому уровню развития.
Успех в обучении зависит от заинтересованности, строится на интересе к выполняемому заданию. То, что привлекает ребенка, что радует его, что ново, выполняется охотно и поэтому успешнее. Для закрепления навыка необходимо постоянно соблюдать одну и ту же последовательность выполнения операций, входящих в его состав. Чем большим числом навыков ребенок уже овладел, тем легче приобретаются им новые, в особенности те, которые в чем-то сходны с приобретенными раннее.
С овладением навыков возрастает общая умелость и сама способность к обучению, поэтому необоснованное ограничение ребенка в посильном проявлении самостоятельности задерживает его развитие.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением. пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых. Но не менее важно и поощрение, похвала одобрение. целесообразно использовать игру. Не следует забывать о роли примера взрослых. Спокойный тон, доброжелательность, аккуратный внешний вид, порядок в помещении - все это имеет важное значение. Привычки отличаются большой устойчивостью, в этом их ценность, если речь идет о полезных. В то же время именно этим свойством определяются трудности, когда надо избавить ребенка от нежелательной привычки.
Если у ребенка укоренилась нежелательная привычка, то надо прежде всего найти ту причину, которая ее обусловила и постараться устранить ее. Одно из таких средств - замещение ее полезной. Малыш не знает, чем заняться.
Надо приучить его находить себе дело, развивать его интересы, умения.
Искоренение нежелательного - процесс постепенный, длительный и трудный. На первых порах надо помогать малышу воздерживаться от нежелательного: отвлекать, переключать внимание. следует формировать у детей привычку вести себя спокойно, не кричать, благодарить за угощение, подарок, входя в помещение - здороваться, прощаться - уходя.
Нужно учить уважать труд взрослых: не сорить, вытирать ноги, переобуваться, входя в помещение, беречь одежду, предметы обихода, игрушки не бросать и не ломать.
На 2-м году у ребенка формируются предпосылки нравственных чувств, которые в последствии потребуются для развития взаимоотношения со сверстниками. Следует воспитывать правильное положительное отношение к людям.
Подражая взрослым, ребенок строит свои отношения с окружающими.
Дети тонко реагируют на настроения, интонацию, мимику взрослого. Поэтому взрослые должны быть не только ласковыми, добрыми, но и уравновешенными и спокойными. Из чувства симпатии к взрослому впоследствии возникает желание быть похожим на него во всем. В этом огромную помощь оказывают игровые ситуации: умение подражать, когда хочется получить игрушку, а с нею играет другой ребенок; поделиться чем-либо; уступить место. Следует учить отличать хорошее от плохого. Малыша следует чаще хвалить за хорошие поступки, т. е. давать им возможность утвердиться в правильности тех или иных поступках. Воспитанию начал гуманных чувств, отзывчивости, сочувствия, доброжелательности способствует воспитание у детей положительного отношения к животным, растениям. Взрослый, давая корм птицам, молоко кошке, поливая цветы, объясняет свои действия, их направленность, дает им оценку.