Лучший педагог года

Воспитание патриотизма и формирование исторического сознания у дошкольников.

Елена Онищенко
Воспитание патриотизма и формирование исторического сознания у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

Онищенко Е. Ю. ,

воспитатель группы

компенсирующей направленности

МБДОУ детский сад № 10 «Светлячок»

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Основными задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются :

Публикация «Воспитание патриотизма и формирование исторического сознания у дошкольников,» размещена в разделах

- формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;

- формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы;

- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в нод, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Педагоги нашего дошкольного учреждения разработали тематические недели, посвященные ознакомлению детей с героическим прошлым старооскольцев в годы Великой Отечественной войны к 5 февраля

(освобождение города Старый Оскол, к 9 мая (День Победы, к 5 августа

(город Белгород освобожден от немецко-фашистских захватчиков, для каждой возрастной группы.

Перед этими праздниками проходит методическая подготовка, в ходе которой педагоги изучают периодические издания и пособия; проводится анкетирование среди педагогов и родителей; выявляются знания в данной области, которыми обладают наши воспитанники. В течение этих недель проходит знакомство детей с произведениями о Великой Отечественной войне, организуются встречи с ветеранами, экскурсии к памятникам.

Большое значение в воспитании патриотизма имеют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, рассказы которых в сопровождении иллюстраций, атрибутов, фронтовых писем помогают осмыслить величие подвига, совершенного русскими людьми в суровые дни войны. Мы стараемся научить детей выражать ветеранам свое уважение и признательность: к торжественной встрече оформляем в группах стенгазеты или «боевые листки» с рассказами о подвигах и наградах родных, близких. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно–близких людей. Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг» необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дает возможность познакомить их с памятниками Великой Отечественной войны, находящимися в любой части нашего города. Это мемориальный комплекс "Атаманский лес", построенный в память погибших в ходе обороны Старого Оскола и освобождения города от германско-венгерских оккупантов; памятник женщинам-железнодорожницам в память о строительстве «Дороги мужества»; памятник генералу Н. Ф. Ватутину; памятник воинам-интернационалистам; памятный знак в честь погибших моряков Российского флота ; памятник депутатам Казацкого сельсовета, расстрелянным во время немецко-фашистской оккупации; памятник железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; 17 героям — бронебойщикам; памятный знак «Скорбящая мать».

Наше дошкольное учреждение расположено в северо-восточной части города Старый Оскол, где находятся памятники маршалу Г. К. Жукову, Аллея Славы Старооскольцев — Героев Советского Союза, Стела «Город воинской славы». Экскурсии и прогулки к этим памятникам дают возможность на ярких примерах показать детям тот героизм, который проявил наш народ, защищая свою Родину.

Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений «Улицы героев войны в моём городе» С. Журахова, «Старый Оскол» Никулова А. П. дети сопереживают персонажам,волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и и национальностей. Стихи о Великой Отечественной войне Сахарова А. М. «Души моей очарование», «Вот эта огненная Курская Дуга», «Старооскоольцы не забудут эту дату», «Май сорок пятого народы не забудут» являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших Оскольский край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Не менее важной формой воспитания детей является патриотическая песня. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. При знакомстве с песнями на тему Великой Победы «День Победы» музыка Д. Тухманова. сл. В. Харитонова, «Вставай, страна огромная» музыка и слова В. Лебедева-Кумача, дошкольникам раскрывается величие подвига советского солдата. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.

К праздничным датам организуются выставки рисунков на военные темы: «С чего начинается Родина», «Сражение под Старым Осколом», «Салют Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир». В рисунках отражаются все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны.

Знание истории родного города, страны, необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В своей книге «Земля Белгородская в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 годы» С. В. Муравленко говорит что «Как гражданин, общественный деятель и просто как русский человек, считаю своим личным долгом всемерно способствовать увековечиванию светлой памяти погибших в годы Великой Отечественной войны». Работа по формированию исторического сознания молодого поколения «Все это – лишь капля нашей благодарности в море человеческих жизней, отданных за

свободу и независимость любимой Родины. Мы всегда должны помнить о том,

что каждая пядь белгородской земли обильно полита кровью ее освободителей и

мирных жителей. Мы обязаны сохранить правду и память о них в благодарных сердцах наших детей».

Литература

1. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007

2. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.

4. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.

5. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. - М., 2008.

6. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.

7. Улицы героев войны в моём городе / Журахов С., - Юный краевед, - 2010.

8. Старый Оскол / Никулов А. П., - Курск, - 1997.

9. Души моей очарование / Сахаров А. М., - Старый Оскол, -2003.

10. Земля Белгородская в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 годы / Муравленко С. В., - Белгород, - 2011.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей на тему «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю» Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?».

Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой. Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма и формирование исторического сознания у дошкольников.
Опубликовано: 29 июня 2014 в 20:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание патриотизма и формирование исторического сознания у дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Онищенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД