Елена Исправникова
Воспитание патриотических чувств и формирование у дошкольников активной гражданской позиции
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. «Беречь все то, что делает нас русскими» - это тема для углубленной работы в детском саду.
Работая в детском саду, мы стараемся воспитывать патриотов на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Но при этом помним и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживаем связь между стариной и днем настоящим, даём понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
Публикация «Воспитание патриотических чувств и формирование у дошкольников активной гражданской позиции» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Воспитание любви маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, который посещает. Ребенок с любовью воспринимает голос близких ему людей, которые рассказывают ему русские народные сказки, показывают иллюстрации к ним и читают потешки, реагирует на действие сюжета в зависимости от развития сюжета, учится различать добро и зло. Уместный смех, плач, гнев пробуждают в детях правильные ответные чувства.
Мы предлагаем ребенку посмотреть на себя в зеркало, сравнить себя с другими детьми, куклами, взрослыми людьми и найти сходства и различия. При этом ребенок понимает, что он живой, в отличие от куклы, что он растет и с каждым днем становится взрослее, больше знает и умеет. Что есть девочки и мальчики, что девочки слабее и нежнее - они будущие мамы, а мальчики сильнее и выносливее - они будущие папы и защитники семьи и Родины. Таким образом, создаём условия для формирования опыта мужского и женского поведения, (мальчики берут на себя самые трудные обязанности, проявляя силу, смелость, выносливость, умение быть защитниками девочки).
С помощью фотографий, собранных в групповом семейном альбоме, дети прослеживают, как они растут, рассказывают о родственных связях в семье, о традициях и праздниках. Во время бесед, занятий с дошкольниками, мы закрепляем умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи, воспитываем любовь и заботливое отношение к родственникам. Поощряем рассказы детей о себе и членах своей семьи, о той посильной помощи, которую дети оказывают дома. При этом они отмечают свои достоинства и недостатки, оценивают поступки других членов семьи. Такая работа помогает воспитать у детей уверенность в себе, своих возможностях, поддержать традиции семьи.
Под влиянием взрослых, ребенок понимает, что он живет в своей семье, своей квартире, в своем микрорайоне или на своей улице, в своем городе, в любимой стране. Он осознает свою принадлежность к своему народу, своему государству. В этой работе нам помогает дружба с работниками краеведческого музея, которые проводят с детьми беседы о Старом Осколе, рассказывают о бывших слободах, названия которых сохранилось до наших дней, о символике на гербе и флаге города, о родной природе и животном мире нашего края.
Воспитывая у ребят чувство любви к родной земле, к красоте нашей природы, мы закладываем основу гражданственности. В ходе экскурсий, бесед, наблюдений, рассматривания иллюстраций и чтения художественных произведений ребенок понимает, что он - неотъемлемая часть живой природы и должен научиться заботиться о ней, помочь сохранить её красоту и чистоту. Проводя с детьми опыты с комнатными растениями, показываем, что всему живому нужны - солнце, воздух и вода, поэтому мои воспитанники с удовольствием ухаживают за комнатными растениями и живыми объектами не только в группе, но и дома, они знают, что листья растений очищают воздух, а значит, поддерживают жизнь на земле.
С ранних лет взрослые объясняют ребенку, что все неживое вокруг него сделано руками человека, что постепенно от простого к сложному развивалась наша Родина, все красивее становились дома и города, все сложнее машины и техника, наряднее и разнообразнее одежда и обувь и т. д. В группе есть уголок русского быта, где ребята видят, в каких избах жили русские люди раньше, какая печь стояла, была ли привычная мебель, могут сравнить со своими бытовыми условиями и понять, что и они могут стать созидателями прекрасного и нужного людям, если будут хорошо учиться. Воспитывая интерес к русскому быту и изделиям народно-прикладного искусства, посещаем с детьми комнату русского быта в ДОУ, где собраны поделки, вышитые вещи, самотканые дорожки и другое, учим с ними русские пословицы, поговорки; обогащаем словарь названиями исконно русских предметов - изба, самовар, прялка, лапти, кочерга и т. д. На занятиях мы говорим с детьми о выдающихся людях России, рассказываем о писателях, композиторах, художниках, знакомим с их творчеством. Дети беседуют дома с родителями об их работе, а затем делятся своими впечатлениями и постепенно понимают, что частичка труда каждого приносит пользу всем. Ребята любят делать поделки из пластилина, природного и бросового материала, с удовольствием рисуют и дарят рисунки друг другу, расписывают поделки элементами дымковской, городецкой, хохломской и других росписей.
Мы знакомим дошколят с русским фольклором, народным творчеством, где ребенок познает искусство, обычаи и особенности своего народа. В детском саду постоянно отмечаем народные праздники - Рождество, Старый новый год, Масленицу, Пасху и другие. При этом рассказываем детям об особенностях и происхождении этих праздников, учу запевки, на Пасху делаем из папье-маше пасхальные яйца и расписываем их. На музыкальных занятиях знакомим ребят с русскими народными песнями и танцами, хороводами и играми, рассказываем о народных музыкальных инструментах.
Формирование патриотических чувств невозможно без ознакомления детей с боевыми традициями нашего народа, памятниками боевой славы. Основой служит всенародный праздник - День Победы. Мы организовываем встречи с ветеранами войны, рассматриваем иллюстрации, вспоминаем с детьми кадры из просмотренных фильмов, рассказываем о героях войны, чьими именами названы улицы и микрорайоны нашего города, ходим с детьми возлагать цветы к памятникам погибшим героям. Таким образом, мы воспитываем любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
В старшем дошкольном возрасте мы углубленно знакомим с родным городом, его историей, культурой, предприятиями и тем, что на них выпускается. Для этого проводим беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, рассматриваем иллюстрации, читаем произведения местных писателей. Также расширяем знания о географическом положении места, где мы живем с помощью карт, глобуса, даем детям понятие о том, что рельеф, климат влияют на образ жизни людей, на их культуру, одежду, рассказываем о людях и природе севера и юга, дальнего востока.
Затем знакомим детей со столицей нашей Родины, городом-героем Москвой, уточняем, что там работает Президент и государственная дума, которых избирает весь народ на выборах; там принимаются все законы, которые обязаны выполнять все граждане страны. После этого дети узнают о символах государства: гимне, флаге, гербе, в группе оборудован уголок патриотического воспитания.
Невозможно выделить строго регламентированное время для воспитания характера : оно происходит каждый час, каждую секунду. Воздействие на ребенка оказывает все: и личный пример взрослого, и взаимоотношения между людьми. Воспитывая гражданина, важно прививать ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать азы правовой и экономической грамоты, понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. И только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
Литература:
1. Логинова В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.
2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2006. - 416 с.
3. Ребенок в детском саду/Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2001 -. - Выходит раз в два месяца.
4. Дошкольное воспитание/Научно-методический журнал. – М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 1993 -. – Выходит ежемесячно.
5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая - М. : 2003. - 320 с.