Лучший педагог года

Волевые качества у подростков и детей и как их развить

Александр Владимирович Гришин
Волевые качества у подростков и детей и как их развить

Воля – одно из самых сложных явлений психологии человека, которое трудно однозначно и точно определить. Есть несколько описательных определений воли, которые представляют это явление в его наиболее существенных проявлениях (Нуркова, Березанская, 2004; с. 203) :

1. Воля – некоторая внутренняя психологическая сила, способная управлять другими психологическими явлениями и поведением человека.

2. Воля – форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого самим человеком и связанного с его сознанием, мышлением, принятием решений и их последующим выполнением.

3. Воля – это то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения человека.

Публикация «Волевые качества у подростков и детей и как их развить» размещена в разделах

4. Воля – это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой трудно достижимые цели и достигать их, преодолевая серьезные внутренние и внешние препятствия на своем пути.

5. Воля – это то, благодаря чему человек способен делать сознательный выбор и следовать ему в тех случаях жизни, когда он сталкивается с необходи-мостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных форм поведения.

6. Воля – источник сознательных и разумных действий человека

Таким образом, воля – есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с выбором цели, принятием решения, с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это высшая форма внутреннего контроля поведения, осуществляемая самим человеком в соответствии с его мышлением и сознанием. Воля есть продукт общественно-исторического развития человека. Ее формирование вязано с появлением и развитием предметной деятельности. Воля не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связана с познавательными процессами, эмоциональными процессами и с мотивацией поведения. Поэтому развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы. Волевая регуляция носит личностный характер, она связана с развитием сознания и самосознания, потому что первичное волевое действие – это действие, заданное и принятое личностью к исполнению, оно опосредовано знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях.

В психической деятельности человека воля выполняет следующие функции:

- селективную – выбор мотивов и целей при их конфликте;

- инициирующую – побуждение к действию при отсутствии его достаточной мотивации;

- ингибирующую – ослабление избыточной мотивации при нежелательности действия;

- стабилизирующую – поддержание выбранного уровня выполнения действия при наличии помех;

- регулирующую – регуляция психических процессов, действий и поступков, руководство потребностями, желанием, мотивами человека.

Волевое действие, его структура. Все действия человека могут быть поделены на две категории – непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева). Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все качества воли. Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. В основе волевых действий лежит произвольная активность психики, которая возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью, связана с нашим Я, протекает с сознательным усилием. Любые препятствия и трудности при достижении цели требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизирующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Волевые действия бывают простыми и сложными. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, при этом выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов. В сложном волевом действии выделяют ряд этапов:

1) Осознание цели и стремление достичь ее. Для удовлетворения своих потребностей человек ставит цели. При этом он взвешивает многие мотивы, соответствующие или не соответствующие цели и между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию называют борьбой мотивов, которая разрешается выбором цели и принятием решения – действовать так, а не иначе и действие реализуется. Напряжение, вызванное борьбой мотивов, ослабевает.

2) Мысленное планирование того, как добиться поставленной цели. Происходит осознание ряда возможностей достижения цели в имеющихся условиях. Каждый из возможных путей проходит обсуждение на предмет соответствия системе ценностей данного человека. Здесь также возможен конфликт мотивов, связанный с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели, но в силу своих моральных качеств или принципов не может его принять. Другие пути являются более сложными, но следование им больше соответствует системе ценностей человека. Результатом разрешения этой ситуации является принятие одной из возможностей в качестве решения. При этом напряжение спадает, т. к. разрешается внутренний конфликт и осуществляется уточненное планирование действия – уточняются средства, способы, последовательность их использования.

3) Исполнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этом этапе и выявляется сила или слабость воли человека, проявляющаяся в том, насколько он способен преодолевать препятствия, умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам, насколько он хозяин самому себе.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия:

1) достижение конкретной цели,

2) человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Волевые качества личности. Проявление воли в поведении человека связано с его личностными качествами, обусловливающие его способность справляться с трудностями и препятствиями окружающей действительности.

Трудности и препятствия бывают двух видов:

- внешние – не зависят от человека: противодействия других людей, природные помехи;

- внутренние – зависят от самого человека – нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство ложного самолюбия и др.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций «трудного мира» и сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Волевым называется такое поведение человека, которое:

- сознательно контролируется самим человеком;

- является целенаправленным;

- связано с принятием решений;

- соотносится с борьбой мотивов, которые сами по себе не в состоянии породить целенаправленное поведение;

- предполагает приложение внутренних усилий для его осуществления, преодоления препятствий, возникающих на пути продвижения к цели.

Наличие любого из указанных признаков является достаточным для того, чтобы соответствующее поведение человека назвать волевым. Причем чем больше признаков в поведении человека выражено, тем сильнее развиты его волевые качества. Отсутствие всех пяти признаков означает, что мы имеем дело с безвольным поведением.

Для человека характерно сочетание волевого и безвольного поведения. Волевое поведение преобладает, когда действия имеют для него особенное значение или когда на пути к цели возникают труднопреодолимые препятствия.

К волевым качествам, вырабатываемым человеком при выполнении различных видов деятельности относят: дисциплинированность, целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, мужество.

Публикации по теме:

Консультация «Как развить память ребенка» Как улучшить память? Существует три «закона» памяти. Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить,.

Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?»Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.

Анкета для родителей по оценке качества деятельности учреждения Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании по оценке качества деятельности нашего Учреждения. 1. Как долго Ваш ребенок.

Консультация для педагогов «Как развить голос, дикцию и речь» Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой.

Автор публикации:
Волевые качества у подростков и детей и как их развить
Опубликовано: 15 мая 2024 в 15:34
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Волевые качества у подростков и детей и как их развить» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 июля. День семьи, любви и верности. Передвижка «День семьи, любви и верности»

Праздник «День семьи, любви и верности» отмечается в России 8 июля. Он посвящен самому важному чувству на свете — любви, которая является основой крепких и счастливых браков.

7 июля. День Иваны Купалы. Передвижка «Праздник Ивана Купалы»

 День Ивана Купалы — старинный народный праздник со своими традициями и обрядами. Расскажем детям, как отмечали Купальскую ночь их предки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД