Елена Кокорина
Консультация для родителей «Внимание: плач! Почему дети плачут?»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные исследования демонстрируют, что пережитые в детстве эмоции дети не забывают, они хранятся в памяти и могут стать триггером опасных ситуаций в дальнейшем. Как свидетельствуют исследования нейрофизиологов, только пятнадцать процентов нейронных связей сформированы при рождении. они нужны для обеспечения его физиологической деятельности. Остальные связи складываются в течение первых трех лет жизни ребенка, причем формируются они преимущественно на основе социализации в семье, а это в первую очередь – связь с родителями, получение любви и заботы. Для формирования здоровой психики ребенок должен напитываться исключительно положительными эмоциями.
Публикация «Консультация для родителей „Внимание: плач! Почему дети плачут?“» размещена в разделах
Не секрет, что в первые годы жизни ребенок плачем выражает все то, что его беспокоит. Это не только ответ на колики в животе, но и проявление одиночества, необходимость, чтобы родители были рядом. Считается, что если бегать на каждый крик малыша, то ребенка можно избаловать – он станет руководить родителями не только в младенчестве, но и в дальнейшем. По данным нейрофизиологов, такого не случится, поскольку ребенок еще не способен к манипуляциям.
Сегодня все исследования медиков находятся в свободном доступе и правильнее будет ознакомиться с ними заранее, чем потакать советам «бывалых» родителей, основанных на народных традициях. Действительно, когда женщины работали в поле или на производстве им было не до ребенка – а в некоторые годы и декрет был шесть месяцев, после чего малышей отдавали в ясли, чтобы не отрывать женщин от производства. Сейчас нельзя не учитывать научные исследования, поэтому нужно ознакомиться с несколькими мнениями, прежде, чем принимать для себя решение, какую модель поведения выработать с малышом и насколько часто обращать внимание на его плач – руководствоваться советами со стороны или основываться на материнском инстинкте.
Устаревшие правила против современных реалий
Откуда идет установка не подходить к плачущему ребенку? Еще в давние времена ребенок воспринимался как возможность продлить род, поэтому уже своим рождением он «выполнил» этот план. А если ребенок удобен для родителей, то ему просто нет цены. Что должен делать «удобный» ребенок - в первую очередь не докучать своим плачем взрослым, уметь самому успокаиваться, не устраивать истерики по пустякам. Именно поэтому с младенчества в детях воспитывалась такая железная самостоятельность. Считалось, что такие дети более независимые, бойкие, не дадут себя в обиду. Если же чрезмерно опекать малыша, то он к этому быстро привыкнет и потом без родительской опеки просто не сможет жить.
Сегодня поколение тех, кто исповедовал подобные принципы, уже выросло, они имеют своих детей и внуков, но в таких семьях часто наблюдают печальные ситуации непонимания между родителями и детьми. Опыт предыдущего поколения, испытанный на себе, изменить нельзя – сегодня такие семьи страдают от конфликтов с собственными детьми, причем «независимость» детей здесь совершенно не причем, а вот черствость сквозит во всех поступках.
Воспитание мнимой независимости приводит к формирования очень сильной агрессии, необоснованной требовательности, принуждению других. У таких детей навсегда остается чувство тревожности и неуверенности в себе, которое не покинет их на протяжении всей жизни. Поэтому родители должны задуматься, стоит ли с детства закладывать в детях такие комплексы.
Почему дети плачут
Почему младенцы плачут, если они накормлены, в чистом памперсе, под рукой погремушка и животик не болит? Именно незнание детской психологии в младенчестве приводит родителей к неправильным выводам, что именно эти показатели определяют благосостояние ребенка. Из-за того, что родители не знают о развитии ребенка младенческого возраста (до трех лет, они не понимают процессов, происходящим в его головном мозге. Ведь именно в это время стресс является самым токсичным фактором, под действием которого формируются мыслительные процессы.
Как найти баланс
Несмотря на все методы воспитания детей, все же необходимо руководствоваться здравым смыслом и выбирать золотую середину. Именно поэтому нужно раскрыть те аспекты, о которых говорят специалисты. Потеря связи с матерью, к сожалению, сегодня стала относиться не только к судьбе детей из детских домов. Все чаще подобные случаи встречаются в семьях, где родители не уделяют должное внимание ребенку и его плачу, воспитывая малышей по принципу так называемого контролируемого плача. Например, родители могут не обращать внимание на плачущего ребенка во время сна. То, что ему что-то приснилось и кроху лучше не будить, а наутро он и не вспомнит о своем сне – распространенное мнение. Тем не менее, дети, к которым не подходят во сне, по данным ученых вырастают более тревожными, склонными к депрессии, имеют проблемы со сверстниками, конфликтуют с родителями.
Не менее распространен миф и о том, что ребенка не нужно брать на руки, иначе его избалуют. Это мнение бытует на исследованиях бихевиористов, которые в последствии не оправдались. Не нужно бояться, что вы вырастите манипулятора, который только и будет, что приказывать и руководить людьми посредством своего поведения. Это отнюдь не так – детский организм в младенческом возрасте не испытывает подобных потребностей. Ребенок плачет не потому, что мама должна сотый раз подойти к нему, а потому что его что-то беспокоит. Оставлять ребенка наедине с потребностями, страхами совершенно неправильно.
Интересно, что теории были в основном построены на исследовании лабораторных крыс и их реакции на так называемое позитивное подкрепление. Но человека нельзя сравнивать с крысами. Даже у шимпанзе зрелость нервной системы, обеспечивающей жизнедеятельность, при рождении составляет 45%, а у ребенка – всего лишь 15. Поэтому именно в первые три года жизни очень важно полноценное развитие нейронных связей исключительно в позитивном ключе, т. е. при тесной поддержке близких. Именно в это время ребенок формируется, как личность, и первое его познание окружающей среды происходит именно через общение с родителями. И эмоции детей проявляются тогда, когда на них обращают внимание, а не оставляют плакать одних.
Учеными проводилось много экспериментов, которые показывают, что больше всего на психику ребенка влияет именно родительская опека и забота. Даже если у ребенка все хорошо – его кормят, с ним гуляют и одевают, то все равно при отсутствии реакции на плач он становится замкнутым. Почему же метод контролируемого плача так прижился среди родителей и не теряет свою популярность? А все потому, что он работает – ребенок действительно прекращает плакать и это именно то, что нужно родителям.
Доктор Гордон считает, что чем раньше на малыша не будут обращать внимание, тем больше он будет закрываться от окружающих. И это становится проблемой, которую ложно игнорируют, считая, что ребенок самостоятельно справился с негативными эмоциями, поэтому успокоился и не плачет. Популярность метода обманчива – чем больше его применяют, тем у большего количества детей возникают проблемы с социализацией в дальнейшем.
Также были проведены исследования детского плача, которые еще более полувека назад изложены в работах доктора Бразелтона. Он изучал реакцию новорожденных на то, что родители реагируют на плач. Большинство детей, которые не добились реакции от мамы, плачут еще сильнее, у них меняется интонация, мимика. Поэтому все уговоры «поплачет и перестанет», «все дети плачут», «ничего страшного» должны быть решительно откинуты – мать должна понимать, что ребенок нуждается в ней, поэтому не стоит игнорировать детский плач. Если мать будет игнорировать зов ребенка, то он вскоре поймет, что его попытки безрезультатны, а при появлении матери будет относиться к ней все более безразлично – если он сам справился, то можно так делать и дальше. Разрушается самое ценное – тесная эмоциональная связь с самым близким человеком.
Последствия игнорирования плача
Исследователи из Гарварда провели ярд исследований и установили, как влияет игнорирование детского плача. К сожалению, из-за этого могут развиться серьезные нарушения, о которых родители даже не задумываются:
• Серьезный стресс, который ведет уже в первые месяцы жизни к функциональным изменениям головного мозга, они по своим метаморфозам сродни тем, что испытывают взрослые во время депрессии. У ребенка создаются условия для повреждения синапсов – контактных мест между нейронами, которые обрабатывают и сохраняют информацию в головном мозге. Таким образом нарушаются нейронные связи, и дети страдают заторможенностью реакции, плохой памятью. Кроме этого, во время стресса высвобождается большое количество кортизола, который в избытке негативно действует на нейроны и приводит к их гибели. Именно в первые годы жизни важно заложить правильные нейронные мостики, которые влияют на развитие детской психики. Только подумайте – в первый год жизни объем мозга увеличивается в среднем в три раза с момента рождения – именно тогда закладываются основы психического поведения, когнитивные способности, мыслительные процессы. При нарушении этого сложно говорить о дальнейшем здоровом развитии нервной системы ребенка, а во взрослом возрасте все это может обернуться серьезными проблемами. Исследования демонстрируют самые простые, но показательные результаты – те дети, к которым в младенчестве не подходили во время плача, имеют более низкий уровень IQ, нежели их сверстники, а также испытывали проблемы с мелкой моторикой рук;
• Синдром дефицита внимания, развитие гиперактивности – огромная проблема для тех родителей, которые сталкивались с подобными диагнозами. И это отнюдь не неусидчивость или слишком активный ребенок – это диагноз, который требует специализированной врачебной помощи. В журнале Педиатрия опубликованы результаты врачебных исследований среди группы детей с асоциальным поведением. Установлено, что именно отсутствие родительской реакции на плач является одним из факторов, которые приводят к развитию подобных осложнений. У детей, чьи родители игнорировали их плач, риск развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности повышен в десять раз. Эта цифра более чем впечатляет, поэтому не стоит думать, что ребенок переплачет – это слишком чревато для его здоровья в дальнейшем;
• Эмоциональные проблемы - поскольку детский плач влияет на развитие головного мозга и формирование психических особенностей, то именно отсутствие реакции на плач приводит к повышению склонности к насилию, повышенной импульсивности, неспособности формировать эмоциональную привязанность с близкими людьми. По мнению психологов, заботливые и чуткие родители в первую очередь способствуют развитию этих качеств у ребенка. Стимулируются те зоны мозга, которые отвечают за эмоциональное благополучие, привязанность. А вот повышенная агрессивность как раз и бывает у тех детей, которые росли при частом повышении уровня адреналина вследствие стресса. Исследователи говорят о том, что гормональные и нейронные связи помогают развить самую сильную привязанность между людьми, поэтому родителям не стоит пренебрегать возможностью лишний раз поконтактировать с малышом, чтобы сформировать с ним устойчивую связь. Причем делать это нужно уже с момента рождения, ведь процесс формирования нейронных связей продолжается постоянно. Некоторые структуры мозга отмирают, а другие связи активно появляются и продиктованы они ростом и развитием ребенка, получением информации извне. То есть, как будут относиться к ребенку, такие связи формируются и у него. Если родители будут с малышом постоянно, то это провоцирует повышение выброса окситоцина – гормона, который способен подавлять стрессовые реакции в организме.
Детский плач – это в первую очередь сигнал к родительскому вниманию. Не стоит игнорировать плач, если ребенок таким образом зовет родителя, хочет обратить на себя внимание. Малыши просто не умеют по-другому общаться. Если вы будете реагировать на детский плач, сформируется тесная связь с ребенком, которая важна на любом этапе его развития, поэтому не отказывайте себе в удовольствии лишний раз пообщаться с крохой.