Наталья Севостьянова
Урок в начальной школе «Вязание крючком»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Вязание крючком.
Цель урока : Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
• Образовательная: сформировать стремление к углублению знаний по теме «Вязание крючком», ознакомить учащихся со способами вязания столбиков без накида,полустолбиков без накидов, с приемами вязания крючком по кругу.
Публикация «Урок в начальной школе „Вязание крючком“» размещена в разделах
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.
• Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Тип урока : комбинированный (повторение пройденного материала, получение новых знаний и применение их на практике).
• Оборудование: презентация: «Вязание крючком», наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи; таблицы с рисунками основных видов петель; таблица условных обозначений основных видов петель; образцы схем, инструкционная карта.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Организация начала учебной деятельности.
2. Проверка готовности учащихся.
3. Создание эмоционального настроя на совместную работу.
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках.
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья крючка и нитки,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Все в нем чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы. Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
II. Актуализация опорных знаний.
На прошлом уроке мы познакомились с замечательным рукоделием- вязание крючком. Что вы знаете о нем?
Обучающийся: В старину на Руси вязание крючком было широко распространено, потому что давало людям возможность декорировать свое скромное жилище.
Особое значение придавалось вещам, связанным крючком, если в доме подрастала девочка. Ей готовили приданое, и отделка для полотенец, покрывал, накидок на подушки, скатертей выполнялась с любовью. В доме было много кружев: занавески на окнах и дверях, подзоры по низу кроватей, салфетки на полочках. Слово кружево произошло от слова окружать, т. е. пришивать по краям.
Какие правила техники безопасности должны соблюдаться при вязании крючком?
Обучающийся:
Работая с крючком, мы должны сидеть прямо, прижав спину к спинке стула. Работа от глаз должна находиться на расстоянии 35-40 см. А свет при выполнении работы должен падать с левой стороны.
Что мы должны помнить, работая с нитками?
Обучающийся:
Работая с нитками, нужно вымыть руки. Перед работой руки моются для того, чтобы не испачкать нитки, а после работы – чтобы ворсинки ниток не оставались на руках. При вязании клубок ниток должен находиться в специальной коробке или корзинке, чтобы он не испачкался.
Какие виды петель и столбиков вы запомнили и как они обозначаются на схеме?
А чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведём небольшую игру.
Вам на выбор предлагается 1 карточка, понравившегося цвета, в которой представлены условные обозначения. Ваша задача – сгруппироваться в 3 команды в соответствии с цветом карточек и прочитать условные обозначения и назвать их.
1 команда: (показывает карточку и читает схему) :
Столбик с 2-мя накидами, столбик без накида и пышный столбик.
2 команда: (показывает карточку и читает схему) :
Столбик без накида, воздушная петля и столбик с одним накидом.
3 команда: (показывает карточку и читает схему) :
Воздушная петля, полустолбик и пышный столбик.
III. Введение новых знаний.
На прошлом уроке мы уже познакомились и научились вязать основные виды петель. Из обыкновенных связанных цепочек можно выкладывать картины и это очень увлекательное занятие, можно связать разные вещи, игрушки, картины, украшения для дома и очень много нужных и полезных вещей. Конечно же, настоящими мастерицами стать не так уж и просто. Для этого нужно приложить много усердия. Но поверьте, это очень интересный и благодарный труд. Все, что вы видите в мастерской - это работы учащихся нашей школы.
Сначала вам покажется, что вязание крючком - это очень трудное занятие, а схемы для вязки - сложными. Но как только вы научитесь читать эти самые схемы и правильно держать крючок, не натягивая нитку, вы с головой окунетесь в мир сказочных мотивов. Ажурные узоры станут частью вашей жизни, а вязание крючком будет доставлять вам радость.
Приступая к работе, мы должны вспомнить технику безопасности:
- рабочее место должно быть хорошо освещено (свет должен падать на работу с левой стороны);
- сидеть надо прямо, касаясь спинки стула;
- расстояние до глаз должно составлять 35-40 см. ;
- во время вязания клубок с пряжей лучше положить в специальную коробку, чтобы нитки не испачкались и не запутались;
- перед началом и после работы нужно вымыть руки.
Столбик без накида.
Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.
IV. Практическая работа. Провязывание образца столбиками без накида.
Перед началом практической работы учитель:
-Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:
-Сообщает учащимся название практической работы;
- Разъясняет задачи практической работы;
-Демонстрирует приемы вязания цветка крючком;
-Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы.
В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
1. - Контролирует правильность выполнения приемов;
2 - контролирует выполнение объема и качество работы,
3 - контролирует соблюдение правил безопасной работы;
4 - оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
V. Физкультминутка.
Мы вязали, мы вязали
И немного подустали
Встанем, вместе отдохнём
И опять вязать начнём.
Руки вверх, глаза закрыть
Вдох и выдох, руки опустить
Так три раза повторить.
Головою покрутить
Спину выгнуть, прямо встать.
Тихо сесть и вновь вязать.
Полустолбик без накида.
Полустобик, связанный крючком без накида, считается вспомогательным элементом, у него даже есть второе название – соединительная петля. Этот способ чаще используют, чтобы соединить цепочку из воздушных петель в кольцо, привязать элемент (например, арку) к основному полотну или стачать две детали.
Однако полустолбик имеет и самостоятельный потенциал, так как при грамотном выполнении даёт эффектный узор в виде кос, напоминающих «тамбурный шов» в вышивке. Суть в том, что такой столбик легко выполнить один раз, как соединительную петлю или несколько раз в прикладных целях, чтобы собрать изделие, а вот если нужно сделать красивый ряд с косичкой полустолбиком или связать всё изделие этим приёмом, придётся приложить усилие.
Столбик имеет очень маленькую высоту, работа двигается медленно, поэтому особое внимание нужно уделить подбору крючка и пряжи, чтобы материалы и инструменты ещё больше не тормозили процесс. Крючок должен двигаться очень легко. Для этого лучше выбрать нитки средней толщины или толстые, но с гладкой поверхностью.
Чтобы научиться вязать обычный полустолбик, нужно набрать несколько воздушных петель, а потом следовать простой инструкции:
Вначале нужно провести крючок во вторую петлю от крючка, пропустив петлю подъёма. Для полустолбика тоже оставляют на подъём 1 петлю, как и для обычного столбика.
Затем следует подхватить крючком нить и протянуть её одним движением через петлю цепочки и петлю на крючке. Так нужно продолжать до конца ряда, провязывая каждую петлю. Затем следует сделать петлю подъёма, перевернуть изделие и продолжить узор.
Практическая работа. Провязывание образца полустолбиками без накида.
В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
1. - Контролирует правильность выполнения приемов;
2 - контролирует выполнение объема и качество работы,
3 - контролирует соблюдение правил безопасной работы;
4 - оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Вязание по кругу.
Вязание по кругу можно использовать для отделки вязаных и швейных изделий.
Изделия, имеющие форму круга, начинают вязать с основного кольца. Вяжут цепочку из небольшого количества воздушных петель. Затем вводят крючок в первую воздушную петлю, делают накид на крючок и вытягивают нить, то есть закрывают кольцо соединительным столбиком. В этом случае в центре изделия останется отверстие. Существует два способа вязания па кругу : по спирали и кругами. Рассмотрим подробнее второй способ.
Закон круга.
При вязании по кругу нужно прибавлять в каждом круге разное число петель в зависимо-сти от рисунка. Если круг выполняется из столбиков без накида, то следует равномерно прибавить 6 петель на круг, если из полустолбиков, то 8 петель, если из столбиков с накидом, то 12 петель, если из столбиков с двумя накидами, то 16 петель. И далее, при увеличении числа накидов в столбиках прибавляется по 4 петли на круг при добавлении очередного накида. Для того чтобы прибавить петлю, нужно вывязать два столбика из одной точки, т. е. связать два столбика с общим основанием. Связав необходимое число рядов для получения круга нужного диаметра, вяжите без прибавлений и убавлений и получите цилиндрическую поверхность. Это нужно делать при вязании маленьких шапочек, плотно облегающих голову. Для уменьшения размера круга необходимо равно-мерно уменьшать число рабочих петель. Уменьшать количество петель можно двумя способами.
Практическая работа. Вязание по кругу.
В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
1. - Контролирует правильность выполнения приемов;
2 - контролирует выполнение объема и качество работы,
3 - контролирует соблюдение правил безопасной работы;
4 - оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Схемы вязания.
Существует два вида схем для вязания крючком :
• схемы для вязания прямого полотна (поворотными рядами);
• схемы для вязания круглого или квадратного полотна (круговыми рядами).
Общие правила при прочтении схемы вязания крючком.
-схемы читают снизу вверх;
-при вязании по кругу – от центра к периферии;
-нечетные ряды – лицевые необходимо читать справа налево (1,3,5,7 и т. д.);
-четные – изнаночные слева направо (2,4,6,8 и т. д.);
-круговые ряды – против часовой стрелки.
Учащиеся работают с образцами схем для вязания (чтение схем).
VII. Самоанализ деятельности учащихся.
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы:
– Чему новому вы научились на уроке?
– Какой способ вязания крючком вы выбрали и почему?
– Оцените качество своей работы.
VIII. Итог урока.
Экспресс-выставка