Евгения Китаева
НООД по ознакомлению с мордовским фольклором «Весну встречаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НООД по ознакомлению с мордовским фольклором
"ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕМ"
на основе мордовского фольклора и тестопластики
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составили: воспитатели
Китаева Е. А
Ратникова О. Н.
Публикация «НООД по ознакомлению с мордовским фольклором „Весну встречаем“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Программное содержание: расширить и углубить знания детей о малой родине - Мордовской республике. Познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством. Воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям Мордовского народа.
Методы: исследование, работа с литературой, наблюдение, словесный.
Приёмы: художественное слово, рассказ воспитателя, сюрпризный момент, игровые действия.
Задачи:
образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
развивающие:
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- развивать речь детей через использование мордовского языка в песнях, играх, пальчиковой гимнастике, потешках, пословицах;
- продолжать учить работать с соленым тестом, создавая жаворонка, видеть выразительность образа;
- развивать мелкую моторику рук, образность речи, движений;
Предварительная работа: чтение мордовских сказок, потешек, поговорок; пение народных песен; разучивание мордовских народных игр; рассматривание книг с иллюстрациями мордовских национальных костюмов; знакомство с народными промыслами мордвы; экскурсии в мини-музей при ДОУ.
Материал к занятию: фонограммы мордовских песен, костюмы Кулика и Солнышка, соленое тесто, стеки, доски для лепки, салфетки.
Ход занятия
Под фонограмму хора с. Чиндяново заходят дети в зал и останавливаются около воспитателя.
Воспитатель: Долго длится зимняя пора в Мордовии - уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, уже надоело слушать завывания вьюг да метелей, все мечтают о том, чтобы тепло скорее прогнало стужу лютую. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали, еще один обряд - закликание весны. О ней складывали стихи, пели песни, посвящали народные гуляния, призывая скорее растопить зимний снег.
1 ребенок: Благослави, мати, весну закликати!
Весну закликати, зиму провожати!
2 ребенок: Пусть зима уходит впрок
Весну пустит на порог!
Все дети: Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила, холодом измучила!
3 ребенок: Как, зима, ты надоела и весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас сожгла, с крыш солому унесла!
Закличка "Весна-красна"
Воспитатель: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощения.
4 ребенок: Мороз, красный нос, вот тебе хлеб да овес!
А теперь убирайся на Север отправляйся!
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года - споем ей старинную мордовскую песню.
Мордовская песня "Селека"
Воспитатель: Судава, судава да озада! (дети рассаживаются на лавку)
А как мы догадаемся о приближении весны?
Ответы детей.
"Летит" кулик - мальчик из группы. Дети образуют круг вокруг него.
Закличка "Кулик - весна"
На окончании музыки кулик догоняет детей, которые с визгом разбегаются на лавочку.
Воспитатель: А ну, отгадайте, какие птицы - вестники весны?
Кулик: Черный, проворный кричит "Крак"!
Червякам - враг? (скворец)
Спереди у птички - шильце, позади у птички - вильце
Птичка мала, а за морем была. (ласточка)
Песня "Ласточка" индивидуальное исполнение
Воспитатель: 22 марта, когда по длине день равен ночи становился, в каждом доме стряпали из теста птичек - жаворонков. Потом ходили по селу, пели песни, приветствовали весну - красну, да в игры играли. Дети, давайте и мы встретим весну веселыми жаворонками. А чтобы веселее работалось, зазовем-ка в гости Солнышко! (дети выполняют пальчиковую гимнастику, произнося мордовскую закличку, входит Солнышко)
Дети: Шине лись, шине лись! Зовут солнышко, вытянув руки
Кажнай сурненьконь минь иждьк! Хлопают
Сурне: Показывают ладошки
Вке Соединяют большие пальцы рук
Кавто Добавляют указательные
Колма Средние
Ниле Безымянные
Вите Мизинцы
Мон работан Сжимают, разжимают кулачки
Посмотрите! Кланяются ладошками
Солнышко: Отогрели пальчики? Скорее принимайтесь за работу!
(пока дети лепят жаворонков, Солнышко обходит, помогая и напевая)
Жаворонушки прилетите, весну - красну принесите
Принесите весну на своем хвосту!
На сохе, бороне, на овсяном снопе!
(далее работа сопровождается спокойными мордовскими песнями)
Воспитатель: Какие красивые, чудесные жаворонки! Пусть понежатся на солнышке, а мы заведем хороводную игру. В старину хоровод был связан с обрядами в честь солнца, отсюда и главный рисунок хоровода - круг.
(дети образуют круг вокруг Солнышка)
Игра "Солнышко и жаворонушки"
Минь лихтямо, минь лихтямо На носочках идут к солнышку
Пильксо, пильксо топотямо Топотушками идут из круга
Кавто, колма, ниле - так! Хлопают, пританцовывая
Тени бойкане кундак! Грозят пальцем, разбегаются
Воспитатель: Понравилось наше занятие? чем?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Славные получились у вас жаворонушки! А теперь пора на улицу угостить зимушку.
Под мордовскую песню "Минь листямо уляцав" дети уходят из зала.