МААМ-картинки

НООД по ознакомлению с мордовским фольклором «Весну встречаем»

Евгения Китаева
НООД по ознакомлению с мордовским фольклором «Весну встречаем»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НООД по ознакомлению с мордовским фольклором

"ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕМ"

на основе мордовского фольклора и тестопластики

(для детей старшего дошкольного возраста)

Составили: воспитатели

Китаева Е. А

Ратникова О. Н.

Публикация «НООД по ознакомлению с мордовским фольклором „Весну встречаем“» размещена в разделах

Программное содержание: расширить и углубить знания детей о малой родине - Мордовской республике. Познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством. Воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям Мордовского народа.

Методы: исследование, работа с литературой, наблюдение, словесный.

Приёмы: художественное слово, рассказ воспитателя, сюрпризный момент, игровые действия.

Задачи:

образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

- развивать речь детей через использование мордовского языка в песнях, играх, пальчиковой гимнастике, потешках, пословицах;

- продолжать учить работать с соленым тестом, создавая жаворонка, видеть выразительность образа;

- развивать мелкую моторику рук, образность речи, движений;

Предварительная работа: чтение мордовских сказок, потешек, поговорок; пение народных песен; разучивание мордовских народных игр; рассматривание книг с иллюстрациями мордовских национальных костюмов; знакомство с народными промыслами мордвы; экскурсии в мини-музей при ДОУ.

Материал к занятию: фонограммы мордовских песен, костюмы Кулика и Солнышка, соленое тесто, стеки, доски для лепки, салфетки.

Ход занятия

Под фонограмму хора с. Чиндяново заходят дети в зал и останавливаются около воспитателя.

Воспитатель: Долго длится зимняя пора в Мордовии - уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, уже надоело слушать завывания вьюг да метелей, все мечтают о том, чтобы тепло скорее прогнало стужу лютую. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали, еще один обряд - закликание весны. О ней складывали стихи, пели песни, посвящали народные гуляния, призывая скорее растопить зимний снег.

1 ребенок: Благослави, мати, весну закликати!

Весну закликати, зиму провожати!

2 ребенок: Пусть зима уходит впрок

Весну пустит на порог!

Все дети: Весна, весна, проснись ото сна!

Нам зима наскучила, холодом измучила!

3 ребенок: Как, зима, ты надоела и весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас сожгла, с крыш солому унесла!

Закличка "Весна-красна"

Воспитатель: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощения.

4 ребенок: Мороз, красный нос, вот тебе хлеб да овес!

А теперь убирайся на Север отправляйся!

Воспитатель: Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года - споем ей старинную мордовскую песню.

Мордовская песня "Селека"

Воспитатель: Судава, судава да озада! (дети рассаживаются на лавку)

А как мы догадаемся о приближении весны?

Ответы детей.

"Летит" кулик - мальчик из группы. Дети образуют круг вокруг него.

Закличка "Кулик - весна"

На окончании музыки кулик догоняет детей, которые с визгом разбегаются на лавочку.

Воспитатель: А ну, отгадайте, какие птицы - вестники весны?

Кулик: Черный, проворный кричит "Крак"!

Червякам - враг? (скворец)

Спереди у птички - шильце, позади у птички - вильце

Птичка мала, а за морем была. (ласточка)

Песня "Ласточка" индивидуальное исполнение

Воспитатель: 22 марта, когда по длине день равен ночи становился, в каждом доме стряпали из теста птичек - жаворонков. Потом ходили по селу, пели песни, приветствовали весну - красну, да в игры играли. Дети, давайте и мы встретим весну веселыми жаворонками. А чтобы веселее работалось, зазовем-ка в гости Солнышко! (дети выполняют пальчиковую гимнастику, произнося мордовскую закличку, входит Солнышко)

Дети: Шине лись, шине лись! Зовут солнышко, вытянув руки

Кажнай сурненьконь минь иждьк! Хлопают

Сурне: Показывают ладошки

Вке Соединяют большие пальцы рук

Кавто Добавляют указательные

Колма Средние

Ниле Безымянные

Вите Мизинцы

Мон работан Сжимают, разжимают кулачки

Посмотрите! Кланяются ладошками

Солнышко: Отогрели пальчики? Скорее принимайтесь за работу!

(пока дети лепят жаворонков, Солнышко обходит, помогая и напевая)

Жаворонушки прилетите, весну - красну принесите

Принесите весну на своем хвосту!

На сохе, бороне, на овсяном снопе!

(далее работа сопровождается спокойными мордовскими песнями)

Воспитатель: Какие красивые, чудесные жаворонки! Пусть понежатся на солнышке, а мы заведем хороводную игру. В старину хоровод был связан с обрядами в честь солнца, отсюда и главный рисунок хоровода - круг.

(дети образуют круг вокруг Солнышка)

Игра "Солнышко и жаворонушки"

Минь лихтямо, минь лихтямо На носочках идут к солнышку

Пильксо, пильксо топотямо Топотушками идут из круга

Кавто, колма, ниле - так! Хлопают, пританцовывая

Тени бойкане кундак! Грозят пальцем, разбегаются

Воспитатель: Понравилось наше занятие? чем?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Славные получились у вас жаворонушки! А теперь пора на улицу угостить зимушку.

Под мордовскую песню "Минь листямо уляцав" дети уходят из зала.

Публикации по теме:

Проект по пропаганде здорового питания «Морковь» Беседа: «Морковку я люблю». Рассматривание иллюстраций на тему: «Овощи». НООД: Лепка «Морковка на грядке». НООД: Аппликация «Морковка на.

Оформление уголка меню с использованием тестопластикиОформление уголка меню с использованием тестопластики Приоритетное направление дошкольного учреждения, в котором я работаю "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста". В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НООД по ознакомлению с мордовским фольклором «Весну встречаем»
Опубликовано: 27 ноября 2014 в 15:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НООД по ознакомлению с мордовским фольклором «Весну встречаем»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Китаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД