Марина Иванова
Весёлая ярмарка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33 комбинированного вида
Конспект образовательной деятельности
в старшей логопедической группе по теме:
«Воспитание ценностного отношения к предметам народных промыслов»
«Весёлая ярмарка»
Составили и провели:
Иванова Марина Петровна
Ященкова Анна Владимировна
РП Новоивановское
2012
Публикация «Весёлая ярмарка» размещена в разделах
Материал: предметы народных промыслов (хохлома, городец, гжель, матрёшки, бубен, магнитофон, записи русских народных песен, гуашь, палитра, кисти №4, №6, заготовки: кувшины, доски, ладьи и т. д., волшебный сундучок, карусель.
Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, эстетическо-музыкальная, воспитание художественной литературы.
Актуальность. Замечать и выделять основные средства выразительности изделий народных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров и национальную гордость, за мастерство русского народа. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства. Расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства.
Цель:
Формировать эстетический вкус к окружающей действительности, средствами народного декоративно-прикладного искусства. Развивать творчество и воображение, фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность. Показать взаимосвязь народно-прикладного, устного и музыкального искусства. Закреплять умения рисовать декоративные элементы, точки, кружки, листочки, ягодки, розаны, купавки и т. д.
Предварительная работа
Продуктивная деятельность:
- знакомство с городецким промыслом, рисование элементов городецкой росписи на полосе, роспись силуэтов ложки, миски, вазы;
- знакомство с хохломским промыслом, рисование элементов хохломской росписи на круге, полоске, роспись силуэтов посуды;
- знакомство с гжельской керамикой, рисование элементов гжельской росписи, роспись чайника, чашки, самовара; лепка «Гжельская посуда»; аппликация силуэтное вырезывание гжельской посуды; коллективная работа «Гжельская деревня»;
- знакомство с матрёшкой «Путешествие матрёшки» (история и виды матрёшек, роспись загорской, семёновской матрёшек; аппликация – вырезывание силуэтов.
Познавательно-исследовательская: просмотр видио-фильмов по темам: «Народно-прикладное искусство», «Золотая хохлома», «Знакомьтесь - Городец», «Гжельская керамика»; загадки, пословицы, проведение дидактических игр «Народные промыслы».
Эстетически-музыкальная: прослушивание русских народных песен, мелодий; разучивание народных хороводных танцев, игр, игра на ложках и народных инструментах: рожок, бубен, колокольчик, гусли.
Воспитание художественной литер.
Чтение русских народных сказок: Е. Осетров «Краса ненаглядная», рассказы о русских народных, художественных промыслах Бажов «Данила Мастер».
Зал оформлен для проведения интегрированного занятия «Весёлая ярмарка». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» :
1-я группа - хохломские мастера;
2-я группа - городецкие мастера;
3-я группа – гжельские мастера;
4-я группа – мастера по изготовлению матрёшек.
В горнице сидит хозяйка и поёт песню «На улице дождик…» (фонограмма «Золотое кольцо») Входят дети в русских народных костюмах и встают около хозяйки, затем здороваются и низко кланяются.
Педагог: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, изделий мало, коли гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Педагог: Да, мы специально пришли помочь. Правда, ребята? Давайте примемся за работу. Делу время, а потехе час.
Звучит русская народная мелодия. Дети проходят в «мастерскую».
Хозяюшка: У меня есть волшебный сундучок с загадками о народных промыслах, попробуйте их отгадать.
1. Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Кто привёз такой тавар?
(Хохлома)
2. Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица –
Это знает…
(Городец)
3. Чашки, чайники и ложки
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
(Из Гжели)
4. Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка)
(После каждой загадки хозяйка выставляет сувенир каждого промысла в мастерскую и приглашает детей сесть за столы в мастерских).
Хозяюшка: Загадки вы хорошо умеете отгадывать о мастерских народного промысла, а пословицы о труде вы знаете?
Была бы охота, заладится любая работа.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Не будет скуки, когда заняты руки.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.
Птицу узнают в полёте, а человека в работе!
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Упорство и труд – всё перетрут.
Кто первый в труде, тому слава везде.
Труд человека кормит, а лень портит.
Ремесло не коромысло, плеч не тянет.
Без труда не вынуть рыбку из пруда.
Каков мастер, такова и работа.
Хозяюшка: Молодцы! Все загадки отгадали, а сколько вы знаете пословиц. А теперь покажите, какие вы в деле мастера? Садитесь, пожалуйста. Давайте разомнём наши трудовые ручки.
Пальчиковая гимнастика. «Цветочек»
Наши нежные цветки (пальцы и ладошки вместе)
Распускают лепестки (отсоединяем по одному пальцу)
Ветерок чуть дышит, (повороты ладошек вправо, влево)
Лепестки колышет. (пальцы двигаются во время дв.)
Наши алые цветки (соединяем пальцы рук и
Закрывают лепестки. продолжаем покачивать)
Тихо засыпают, (повороты вправо и влево
Головой качают. ладошками)
Хозяйка: Теперь рисуем, не ленимся, стараемся.
И нашей росписи все, всё время удивляемся!
Дети приступают к росписи изделий. (10 – 15 минут).
Хозяйка приглашает детей со своим товаром отправиться на ярмарку. Дети под музыку идут в зал.
Педагог: Издавна на Руси мастера любили не только трудиться, но и веселиться. Давайте с вами поиграем в игру «Гори, гори ясно».
Появляется скоморох.
Скоморох:
Ярмарка, ярмарка!
Огневая, яркая, плясовая, жаркая.
Глянешь налево – лавки с товаром.
Глянешь направо – веселье даром!
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ!
Педагог: А сколько на ярмарке товаров? Подходите к нашему ярмарочному столу, да посмотрите, что здесь продаётся?
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши –
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала словно память:
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи.
1-й ребё нок:
К празднику на ярмарку
Спешат покупатели,
Здесь дети игрушки
Расписывали старательно.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
2-й ребё нок:
На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
3-й ребё нок:
Налетайте, налетайте, покупайте, покупайте!
Нет изделий краше хохломы нашей!
Педагог: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки!
Знаю, знаю наперё д:
Вы – смекалистый народ.
Деревянная подружка,
Без неё мы как без рук;
На досуге веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт.
Дети. Ложка.
Педагог. Правильно! А то, что ложка на досуге веселушка, мы с вами сейчас докажем. (Беру поднос с деревянными ложками) Подходите разбирайте, нам на ложках поиграйте.
Ребёнок. На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на ложках игрец.
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари до зари
Веселятся ложкари.
«Танец с ложками».
Педагог. А в этой мастерской работали городецкие мастера. Послушаем, что они рассказывают о своём промысле.
1-й ребёнок.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
2-й ребёнок.
Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают.
И кувшинки расцветают.
А что нам расскажут про свои изделия гжельские мастера?
1-й ребёнок.
Синие птицы по белому небу.
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
2-й ребёнок.
Синяя сказка – глазам загляденье.
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель.
Педагог. Идём дальше смотреть товар.
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока,
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть…
Что это?
(Матрёшка)
Какая? Где она изготовлена? (В Сергиевом Посаде) Что в народе говорят про мастеров из Сергиевого Посада?
Педагог. Вы, матрёшки, выходите,
Друг на друга поглядите.
Гостям нашим поклонитесь
И немного покружитесь.
«Танец матрёшек»
Ребёнок. Подходите, подходите.
На товары поглядите.
Привезли из далека
Мы не ситцы, не шелка.
И не кольца, и не брошки,
А весёлые матрёшки.
Дети предлагают гостям купить у них народные изделия.
Педагог. Мастера их вылепили
Мастера их вырезали
В каждую вложили сердце,
Свою душу выразили.
А сейчас приглашаем всех гостей и всех детей прокатиться на ярмарочной карусели.
В заключении проводится общая пляска «Россеюшка моя» (Золотое кольцо)
Хозяюшка. Все эти замечательные предметы сделаны руками народных умельцев Подмосковья, их мастерством и талантом. Спасибо всем, что пришли к нам на ярмарку!
Дети приглашают гостей на чаепитие. Под русскую народную мелодию все идут пить чай.