Галина Изотова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «В чем соль?»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие.
Экспериментирование «А в чём соль?»
Старший возраст.
Задачи: познакомить опытным путем со свойствами соли: растворимость в воде, при испарении солевой раствор остается в первоначальном состоянии в виде кристалликов, увеличивает плотность воды
- формировать новые способы познавательной деятельности – устанавливать экспериментальным путем причинно-следственную связь.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „В чем соль?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования: умение выдвигать гипотезу, доказывать на опыте, делать выводы.
- развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результаты наблюдений.
- расширение и активизация словаря детей: солевой раствор, испарение, кристаллы, плотность воды, лупа, микроскоп.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, в почтовом ящике – письмо. Что же в письме? В письме лупа. Зачем нужна лупа? Что можно рассмотреть в лупу?
- Давайте попробуем рассмотреть и угадать, какое вещество находится на столе.
Опыт «Волшебные стеклышки»
Задачи: познакомить детей с внешним видом соли (кристаллы, учить внимательно рассматривать соль в лупу и микроскоп.
- Как вы думаете, что это? Попробуйте на вкус.
- Соль – одно из самых загадочных веществ в мире. Где вы встречались с солью? (Ответы детей)
- Значит, вы уже знакомы с солью? А что нам поможет рассмотреть ее еще лучше? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам рассмотреть сегодня соль по этой схеме (работа по схеме: глаз, лупа, микроскоп).
- Все, что вы увидели, зарисуйте в листах наблюдений (дети зарисовывают результаты своих наблюдений).
- Теперь давайте сделаем вывод.
Вывод: соль – вещество белого цвета, состоит из кристаллов.
- Дети, как вы думаете, кристаллы соли растворяются в воде?
- Почему вы так думаете? (Вода – растворитель)
- Какой воды на Земле больше – соленой или пресной?
- Где встречается соленая вода?
- Где встречается пресная вода? (дети показывают на глобусе реки, озёра, моря, океаны)
- Дети, из соленых морей и океанов испаряется вода? (Ответы детей)
- Значит, дождь идет соленый? Вы пробовали дождь на вкус?
- Давайте попробуем и проверим на опыте.
- Сейчас мы с вами переходим в лабораторию.
- Вспомните правила работы с водой и огнем. (Дети вспоминают правила, одеваются).
Опыт «Испарение морской воды»
Задачи: узнать, что при нагревании вода испаряется, а соль остается в первоначальном виде.
- Предлагаю детям рассмотреть две банки с водой, пресной и соленой.
- Дети, как вы думаете, где пресная вода, а где соленая?
- Как вы догадались?
- Давайте проверим и попробуем ее на вкус.
- Как вы думаете, что случится с водой при нагревании? (Ответы детей)
- А что случится с соленой водой при нагревании (Ответы детей)
- Давайте проверим.
Проводится опыт.
-Попробуйте капли, какие они на вкус.
Дети пробуют на зеркальце капельки воды на вкус.
- Почему вода пресная?
- Где соль? (Соль осталась в ложке).
- Давайте проверим, в ложке соль или нет. (Дети пробуют на вкус)
-В каком виде осталась соль после испарения воды?
Вывод: при нагревании испаряется только вода, а соль остаётся в виде кристаллов.
Опыт «Тонет – не тонет»
Задачи: узнать, что соль увеличивает плотность воды.
- Дети, как вы уже знаете, в этой банке у нас солевой раствор, а в этой пресная вода. Я хочу провести опыт с яйцом. Как вы думаете, если опустить яйцо в пресную воду, оно утонет?
Проверяем (утонуло)
- А в соленой воде яйцо утонет?
Проверяем (не утонуло, держится на поверхности).
- Почему?
- Может быть, одно яйцо больше другого? (Проверяем, меняем местами)
- А может быть, одно яйцо тяжелее другого? (Проверяем, обыгрываем разные варианты)
- Значит, дело не в яйце, а в воде?
Вывод: соль увеличивает плотность воды. Она выталкивает яйцо.
- Дети, зарисуйте результаты опытов в листах наблюдений.
- Дети, как вы думаете, где легче плыть, по реке или в море? Почему? (Ответы детей)
- Конечно, в море, потому что вода соленая. Она не только яйцо выталкивает, но и помогает людям держаться на воде.
- Есть такое море, в котором вода очень-очень соленая, называется оно Мертвое.
(слайд-шоу «Мертвое море», беседа по слайдам
- Вам прислали подарок с Мертвого моря (дети рассматривают морскую соль, пробуют ее на вкус)
- Давайте вспомним, что интересного вы узнали сегодня на занятии? Подведение итогов.
- Дети, для профилактики простуды медсестра для вас готовит солевой раствор с поваренной солью. А сегодня у нас появилась возможность приготовить раствор с настоящей морской солью. Вы приготовите его самостоятельно. Для этого надо взять стакан теплой кипяченой воды и половину чайной ложки соли.
Дети готовят раствор и полощут им горло.