Надежда Савченко
Урок русского языка в начальной школе. Знакомство с понятием «сложные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова».
Цели: Пронаблюдать и определить понятие «сложные слова».
Задачи:
1. Познакомить с понятием «сложные слова».
2. Развивать коммуникативные умение (высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнение других, орфографическую зоркость, мышление, речь, творческие способности, самостоятельность.
3. Воспитывать активность, интерес к родному языку.
План урока.
1. Организационное начало.
Публикация «Урок русского языка в начальной школе, Знакомство с понятием „сложные слова“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Утром рано мы встаём,
Настроенье создаём.
- Какие слова создают вам по утром настроение?
- С добрым утром! Здравствуйте!
Детей в школу
Проводить всегда мы рады.
- С какими словами родители провожают вас в школу?
- До встречи! Не скучай! Старайся!
Приглашаем всех за стол – с аппетитом ешьте, мол.
- Какие слова говорят за столом и после еды?
- Приятного аппетита! Спасибо! На здоровье!
Вас предупредим всегда,
Где удача, где беда,
Что вам делать,
Как вам быть,
Как о главном не забыть.
Вечером встречаем вас
Добрым словом всякий раз,
Про здоровье и успех
Срочно узнаём у всех,
Веселим вас, развлекаем,
Доброй ночи всем желаем.
- Какие слова вы говорите слизким, когда ложитесь спать?
- Спокойной ночи! Сладких снов!
- Прочитайте слова :
Здравствуйте! Спасибо! Доброй ночи!
Извините, пожалуйста! До свидания!
Простите, пожалуйста! Добрый день!
Всего хорошего! Прощайте!
Будьте здоровы!
- Почему эти слова иногда называют волшебными словами русской речи?
«В магазине».
(Разыграть диалог. Встреча с другом после каникул. Разговор по телефону.
Цель: развитие коммуникативных качеств учащихся, умение слышать и слушать собеседника, вести диалог на заданную тему, отстаивать свою очку зрения или же прислушиваться к чужому мнению).
2. Повторение изученного.
Вспомните изученные орфограммы.
- В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них осталось.
Безударные согласные удвоенные непроизносимые
Гласные парные согласные согласные
- Вспомните полные названия этих орфограмм.
- Приведите примеры этих орфограмм.
3. Словарная работа.
Орфограммы веселились,
И обшибки появились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно слова спишите.
- Откройте тетради. Подпишите число и классная работа. Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.
На доске: шароко, воро не (перо, ворабьи, мухаловка.
4. Введение в тему. Актуализация знаний.
Я прочла и увидела в тетрадях следующее: мухоловка (обозначаем корень).
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка).
- Почему птицу так назвали? (Она ловит мух. На доске записывает учитель).
- Какой корень в слове «муха»? Подберите однокоренные. (мушка, мушище).
- Какой корено в слове «ловит»? Подберите однокоренные. (Ловля, уловил).
- Есть ли корни «мух» и «лов» в слове «мухоловка»?
- Так сколько корней в слове «мухоловка»? (В таком слове два корня).
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о словах, в которых два корня).
- Как бы вы их назвали? Откройте учебники.
- Прочитайте название этих слов на с. 87.
- Почему их так назвали?
5. Первичное закрепление.
Упр. 124, с. 88
Садовод, сад производить, садовый.
6. Работа с определением с 89.
- О каких словах вы сегодня узнали?
- Какие слова называются сложными?
- Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой. Нарисуйте схему сложных слов.
7. Физминутка – реклама.
1 уч: Свати, мудрый муравей
Со звезды пришёл своей.
Мудрый, мудрый муравей,
Научи ты нас, людей.
Ты пришёл издалека
Сквозь туманы и века.
Научи нас, как нам быть,
Чтоб сто лет нам всем прожить.
2 уч. (в маске муравья) :
Хорошо, я помогу,
Но сначала в лес пойду.
Я узнаю у зверей
Что нам сделать для людей.
Звери долго все живут,
Не болеют и не лгут,
Все они помочь готовы.
Только стоит захотеть,
Всё узнать и не болеть.
- что же ответили муравью растения и животные?
3 уч: По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся.
4 уч: Высокая стройная пальма считает, что люди мало заботятся друг о друге, нередко бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость – это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.
5 уч: Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.
6 уч: Дикий кот считает. Что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основные гигиенические правила и такое поведение вредит здоровью.
7 уч: Кабан заметил, что люди неправильно питаются. Передают, и это тоже вредить здоровью.
- От чего же зависит здоровье человека?
На доске: Не умеет радоваться. Радость – особая мудрость, и болезни её боятся.
8. Закрепление изученного. Упр. 122, с. 87
9. Итог урока.
- Что такое «сложные слова»?
Незнайка на этот вопрос ответил так:
«Все непонятные слова называются сложными. Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова».
Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».
- Кто из них прав?
10. Самооценка на ладошке.
Самоанализ.
Большой палец – бодрость духа, моё настроение.
Указательный палец – я сегодня узнал, научился.
Средний палец – мне удалось, мои успехи, мои особенности, способы познания.
Безымянный палец – мои большие планы на будущее, я хочу узнать, я хочу достичь, я хочу научиться…
Мизинец – минусы, мои недостатки, над чем мне нужно работать.
11. Домашнее задание. Упр. 85.
Сочинить сказку про сложные слова.