Екатерина Кондратьева
Упражнения с палочками Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, жёлтую, белую, чёрную, голубую, розовую и т. д.
2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.
4. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на неё и скажи, какого она цвета.
Публикация «Упражнения с палочками Кюизенера» размещена в разделах
5. Перечисли цвета всех палочек на столе.
6. Покажи не красную палочку, не жёлтую и т. д.
7. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
8. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, жёлтой и синей и т. д.
9. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую руку. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
10. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
11. Найди с закрытыми глазами в наборе две палочки одинаковой (разной) длины.
12. Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета?
13. Возьми красную и чёрную палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а сверху короткая палочка.
14. Какая из палочек длиннее (короче) : красная или жёлтая, оранжевая или синяя, голубая или фиолетовая, жёлтая или чёрная? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) и, подровняв концы с одной стороны, проверь свой ответ.
15. Покажи какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее красной, короче голубой и т. д.
16. Я спрятала палочку длиннее синей. Назови, какую палочку я спрятала. (Оранжевую) Теперь покажи её.
17. Назови и покажи все палочки длиннее (короче… (называется цвет любой палочки.)
18. Сделай лестницу избелой, голубой и жёлтой палочек. Какого цвета палочка внизу (вверху, посередине? Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.
19. Составь лесенку из оранжевой, бордовой и фиолетовой палочек. Найди среди них место для синей и чёрной палочек. Поднимись по лестнице, называя цвета ступенек через одну, а спускаясь, назови цвета каждой ступеньки.
20. Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь ещё такой же ряд из палочек, но в другом порядке – от длинной к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
21. Упражнение в игровой форме : «Угадай, какую палочку я выбрала?». Ведущий выбирает (задумывает) любую палочку из набора. Играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме её цвета. Ответ на вопрос даё тся: «да», «нет». Например: «Эта палочка короче жёлтой?» - «Нет». Значит, речь идёт не обелой, розовой, голубой или красной палочках. Вопросы ставятся до тех пор, пока дети не угадывают палочку, выбранную (задуманную) ведущим.
Варианты разной сложности:
А. разложенные в порядке увеличения палочки находятся перед глазами ребёнка, и он имеет возможность отодвинуть те палочки, о которых по ходу игры получил ответ «нет».
Б. Перед глазами ребёнка находятся упорядоченные по длине палочки (а затем и неупорядоченные, но в ходе игры трогать и отодвигать их нельзя.
В. Игра протекает исключительно в плане представлений.
22. Составь одну палочку из голубой и розовой так, чтобы розовая была справа (из белой, красной и желтой так, чтобы белая была посередине; из красной, жёлтой, чёрной так, чтобы красная была справа, а жёлтая слева)
23. Составь поезд из оранжевого, синего и красного вагонов так, чтобы синий был левее оранжевого, а оранжевый левее красного. Какой вагон левее: красный или оранжевый?
24. Составь поезд из синего, желтого и оранжевого вагонов так, чтобы оранжевый был правее синего и желтый был правее синего. Назови цвета вагонов слева направо.
25. Возьми по одной палочке каждого цвета и, положив их друг на друга, сделай башню. Какая палочка ниже : красная или оранжевая (красная или синяя? Какая из палочек выше : желтая или синяя (розовая или красная? Какая палочка лежит между синей и черной (красной и розовой? Какая палочка лежит над черной (голубой, синей? Под желтой (бордовой, синей? Выше всех? Ниже всех?
26. Возьми по одной палочке каждого цвета и разложи их по порядку: внизу самая длинная, а вверху самая короткая. Угадай, какого цвета палочка, если она лежит ниже бордовой, но выше оранжевой и коричневой (голубой и белой, посередине, в самом низу, вверху.
27. Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка – это единица, число «один».
28. Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две белые палочки, сложенные вместе. Розовая палочка – это число два, потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
29. Найди палочку, равную по длине трём белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой. Голубая палочка – это число три. (По аналогии вводятся все остальные числа до 10)
30. Упражнение в игровой форме «Назови число – найди палочку». Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает ( например: белая – один, розовая – два, голубая – три, красная – четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
31. Упражнение в игровой форме «Найди пару».
Варианты: А. К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга).
Б. К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
В. К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку. Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).
32. Составь поезд, из каких хочешь палочек. Посади в каждый вагон столько пассажиров (игрушек, какое число им обозначается. Рядом с ним нужную карточку с кружками (цифрой). Сколько пассажиров в первом (втором и так далее) вагоне? Почему? В каком вагоне пассажиров много (мало, больше, меньше?
33. Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые по длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал. Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, =).
34. Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал. «Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =).
35. Я возьму длинную палочку. А ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек.
Варианты разной сложности:
А. Ковер делается из любых палочек без всяких условий.
Б. Ковер делается из как можно большего числа полос.
В. Ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).
Г. Составляется ковер из палочек определенного цвета ( например: надо взять только красную, розовую или бордовую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).
Д. К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.
Е. То, что выложено из белых палочек, записывается с помощью карточек с цифрами и знаками.
36. Из двух вагонов составь поезд такой же длины, как красная (зеленая, оранжевая и так далее) палочка.
37. Возьми голубую, желтую, черную палочки. Составь поезд такой же длины из каких-либо двух палочек.
38. Положи на стол бордовую, красную, желтую, оранжевую палочки. Составь поезд такой же длины из каких-либо трех палочек.
39. Из каких одинаковых палочек можно составить оранжевую (синюю) палочку?
40. Из каких трех одинаковых палочек можно составить фиолетовую (синюю, голубую) палочку?
41. Составь поезд из синей и белой, розовой и бордовой, голубой и черной, фиолетовой и красной; двух желтых; белой, красной и желтой; черной и трех белых палочек. Найди в наборе палочку такой же длины, как составленный поезд.
42. Положи по одной палочке каждого цвета друг под другом – от самой короткой к самой длинной. Подровняй их с одной стороны. Какой одной палочкой можно дополнить меньшую до большей?
43. Дополни белую палочку до каждой из остальных только одной палочкой.
44. Дополни одной палочкой белую до желтой (красную до синей, красную до оранжевой, желтую до оранжевой).
45. Из каких палочек можно составить число? (Называется число в пределах 10). Составь число (называется число) из одинаковых (разных) палочек. Составь число (указывается число) из палочек определенного цвета.
46. Пусть один поезд будет из желтой, а другой из фиолетовой палочки. Какой поезд длиннее (короче? Какой вагон надо прицепить к короткому поезду, чтобы он стал такой же длины, как длинный поезд?
47. Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой – из трех розовых. Какой поезд будет длиннее? На сколько?
48. Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой – из черной палочки. Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине?
49. Оранжевая и желтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая – другой. Как можно уравнять длины поездов?
50. Составь поезд так, чтобы: в первом из них было 10 белых вагонов, а во втором 9 белых вагонов (в первом – 2 розовых, а во втором – 4 розовых вагона; в первом 6 красных вагонов, а во втором – 1 красный вагон). На сколько вагонов один из поездов короче другого?
51. Поезд состоит из красного и голубого вагонов. Составь поезд из белых вагонов так, чтобы он был на один белый вагон короче (длиннее) первого поезда.
52. Составь поезд так, чтобы в одном из них было три розовых вагона, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на один вагон длиннее (в одном из них было 8 красных вагонов, а другой, состоящий тоже из красных вагонов, был на 4 вагона короче).
53. Составь поезд из синего и оранжевого вагонов. Замени синий вагон голубыми так, чтобы длина поезда не изменилась.
54. Поезд состоит из синего и бордового вагонов. Замени один вагон голубыми, а другой – розовыми вагонами. Длина поезда должна сохраниться.
55. Сколько розовых палочек в оранжевой (бордовой, фиолетовой, красной?
56. Сколько белых палочек содержится в каждой палочке из набора?
57. Составь оранжевую палочку из одинаковых палочек разными способами.
58. Сколько уложится в дорожке (длиной 10 сантиметров) белых (розовых, желтых, оранжевых) палочек?
59. Измерь длину карандаша разными (одинаковыми) палочками.
60. Измерь с помощью оранжевых палочек длину и ширину стола.
61. Измерь бордовую палочку белой (розовой, красной). Сколько белых, розовых и красных палочек помещается в бордовой? Сделай из них ковер. На сколько частей разделила красная (розовая, белая) палочка бордовую? Покажи на ковре одну часть из двух (две из двух, четыре из восьми, три из четырех и так далее). Что больше: четыре части из восьми (четыре восьмых) или две части из восьми (две восьмых? Две из четырех (2/4) или три из четырех (3/4? Что меньше: 1/2 или 2/2? Что больше: 1/2 или? На сколько одна четвертая меньше одной второй?
62. Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие ты знаешь. Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места? Какая меньше? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? А у прямоугольника?