Получи документы

Учебно-методическое пособие по компетенции «Флористика»

Ирина Ивлева
Учебно-методическое пособие по компетенции «Флористика»
▼ Скачать + Заказать документы

Ивлева Ирина Федоровна

Наименование

«Жизненный цикл проекта.

Флористический коллаж»

Учебно-методическое пособие

по компетенции «Флористика»

Анапа 2023 г.

Ивлева И. Ф.

Наименование: "Жизненный цикл проекта» учебно-методическое пособие /Ивлева И. Ф. – Анапский район, с. Сукко: ФГБОУ «ВДЦ «Смена», 2023.

Публикация «Учебно-методическое пособие по компетенции „Флористика“» размещена в разделах

В методической разработке систематизирован материал по подготовке и проведению двенадцати занятий по компетенции «Жизненный цикл проекта», отражены цель и задачи, оснащенность, приведена подробная методика проведения занятия, представлены фотографии, указан список литературы для самостоятельного ознакомления.

Методическая разработка предназначена для педагогических работников, а также может быть полезна всем заинтересованным лицам.

© ФГБОУ «ВДЦ «Смена», 2023

Ивлева Ирина Федоровна © ФИО., 20223

Содержание:

Предисловие….

Методика подготовительного

периода….…

Методика проведения

занятия…. …

Ход занятия….

Список использованных источников и литературы….…

Предисловие

В 2019 году, повышая свою квалификацию, я познакомилась с техникой создания флористических коллажей из стабилизированного мха. Работа с изумительным и уникальным материалом - это творческий процесс, который является источником положительных эмоций. Флористический коллаж - современное направление фитодизайна, объединившее не только экологические,творческие, эстетические аспекты современной жизни но и включает в себя все жизненные этапы создания практикоориентированного проекта от генерации идеи до конечного продукта.

В течение двадцатого века искусство фитодизайна постепенно отдалялось от природы. Современному человеку, и особенно детям, просто необходимо повернуться лицом к природе, к ее бесконечному богатству естественных форм и красок. Таким образом появилась идея включить в общеобразовательную программу по направлению «Флористика» новый раздел, который будет посвящен объявленному президентом России «Году педагога и наставника.»2023г. ,и ориентирован на тот раздел фитодизайна, где создание флористического коллажа объединит педагогов и наставников которые популяризируют народное и декоративно-прикладное творчество. Обучающиеся всех возрастов смогут погрузиться в творческий процесс, придумать и создать флористический коллаж, активный фон (монотипий) для будущих цветочных картин. Создавая картины и композиции из стабилизированного мха и цветов, приобщиться к созидательной деятельности, путем познания культуры своего народа,окружающего мира и среды жизни человека.

Учебно методическое пособие по подготовке и проведению и проведению занятий по компетенции «Флористика», разработанное педагогом дополнительного образования ФГБОУ ВДЦ «Смена», является составной частью комплекса методических материалов по различным аспектам образовательной деятельности педагогов.

Методика подготовительного периода.

Для подготовки сценария проведения занятия ставится конкретная цель и четкие задачи для ее достижения.

Цель занятий, посвященных флористическим коллажам-формирование первоначальных знаний у обучающихся в проектной деятельности. Приобщение к миру искусства через познание культуры своего народа, окружающего предметного мира и среды жизни человека, пройти все жизненные этапы проектной деятельности. Путем занятий декоративно-прикладным искусством сформировать духовно-нравственное отношение к природе, обществу, себе.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с основными этапами дизайн-мышления;

- познакомить детей с понятиями коллаж, и со способами не стандартного ориентирования при выполнении поставленных задач;

- познакомить с характерными особенностями создания коллажей разных

стилей;

Развивающие:

- способствовать проявлению стойкого интереса к собственному дизайн-мышлению;

- совершенствовать умения и навыки работы с природными материалами;

- способствовать развитию воображения, фантазии, творческой активности и самопознания в области проектной деятельности;

Воспитательные:

- создать условия для развития прообразов дизайн-мышления в повседневной жизни;

- воспитать толерантность, уважительное отношения к окружающим;

- воспитать любовь и чувство прекрасного к природе.

Оснащенность занятия

Оборудование: ноутбук, экран, фоторамки, клеевые пистолеты, клеевые стержни, стабилизированный мох.

Обучающиеся должны знать:

- понятия «Флористический коллаж», «Жизненный цикл проекта»;

- основные принципы дизайн-мышления;

-стратегии развития флористического проекта.

Обучающиеся должны уметь:

- работать в команде и индивидуально;

- самостоятельно генерировать идеи и выстаивать стратегию для достижения цели;

- анализировать собственные возможности дизайн-мышления.

Владеть навыками:

- выстаивания стратегии;

- командной работы;

- коммуникации.

Планируемые результаты:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Общеучебные :

- развитие аналитического дизайн- мышления;

- умение грамотно и доступно формулировать и выражать свои мысли;

- умение выстраивать логические цепочки для оптимального решения задач.

-развитие интереса к флористической деятельности.

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию о области декоративно прикладного искусства и экологии;

-сформированность мотивации к познанию жизненный этапов проекта и дизайн мышления.

- формирование навыков эффективной коммуникации среди участников программы;

- развитие навыков декоративно прикладного творчества и экологии;

-принятие особенностей своей собственной эмоциональной сферы уважения к ремеслу.

-развитие морального сознания и компетентности в решении проблем при выборе и усвоение правил индивидуального и коллективного поведения.

Методика проведения занятия

I. Организационная часть. Подготовка обучающихся к работе на занятии (3 мин).

II. Обеспечение мотивации, формирование опорных знаний о жизненных этапах проекта (7 мин).

III. Изучение флористического материала и этапов создания коллажа (10 мин).

IV. Практическая часть. Получение практических навыков (60 мин).

V. Закрепление и контроль знаний. Подведение итогов (10 мин).

Ход занятия

I. Организационная часть. Подготовка обучающихся к работе на занятии.

Приветствие.

Основная задача данного этапа — организовать рабочую остановку с самого начала занятия, обозначить цели и задачи занятия. Также можно провести небольшую самопрезентацию для детей.

II. Обеспечение мотивации, формирование опорных знаний о жизненных этапах проекта.

Эстетические чувства формируются у обучающихся в процессе восприятия окружающей действительности. Существенное влияние оказывает такой фактор, как непосредственное наблюдение за живой природой. Чем больше учащиеся накапливают знаний об окружающем мире, тем богаче, ярче становятся их фантазия и воображение. Для мотивации педагог знакомит с опорными аспектами работы над творческим проектом, этапами, типами и задачами. Помогает выстроить стратегию, подготовить материалы и вдохновляет.

ПДО демонстрирует презентацию «Жизненный цикл проекта и организация командной работы».

Акцентирует внимание обучающихся на:

Тип проекта -Фактический результат

Исследовательский - Новое знание

Инженерный - Новый продукт или опытный образец

Инновационный - Внедренная в жизнь инновация

Предпринимательский - Новый бизнес или рынок

Технологический - Новая технология

Инфраструктурный - Программа развития отрасли и т. д.

Арт-проект - Новые впечатления и смыслы

Этапы проектной деятельности:

Оформление образа желаемого будущего;

Анализ ситуации, реальной практики, функционирующей системы,

требующей изменения;

Целеполагание, уточнение представлений об итоговом продукте;

Формулировка задач, которые следует решить;

Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

Планирование, определение последовательности и сроков работ;

Проведение работ; оформление результатов работ в соответствии с

замыслом проекта;

Представление продукта готового к использованию.

Каждый обучающийся анализирует какой тип проекта ему предстоит выполнить чтобы реализовать поставленную флористическую задачу. Каким образом он сможет донести свою точку зрения,свое видение, свою идею. Какие задачи он сможет решить и какой продукт получить.

-Задачи – результат декомпозиции цели (желаемого состояния) с учётом выводов и анализа. Структура задач должна соответствовать структуре выявленных причин проблемы.

Генерация идей — это режим проектного процесса, в котором необходимо сконцентрироваться на разработке различных идей и решений.

Воображение становится и своего рода топливом, и исходным

сырьем для создания прототипов и инновационных решений,

которые пройдут тест в руках пользователей

Метод выявления причин:

5 "Почему?" – последовательное задавание вопроса "Почему так (происходит?"

Диаграмма Исикавы ("рыбья кость") – разложение причин проблемы по влияющим факторам. (смотреть в презентации)

Комбинация предыдущих двух: задавание вопросов "Почему?" по каждому влияющему

фактору.

Положительным воспитательным моментом является демонстрация личного творчества ПДО.

В зависимости от возраста и настроения обучающихся размер и стиль коллажа подбирается индивидуально. Для поддержания эмоционального настроения перед выполнением флористической работы, ПДО следит за поведением каждого обучающегося, проводит беседу с ним, выясняет причину в случае потери интереса.

III. Изучение флористического материала и этапов создания коллажа.

Флористические коллажи несут в себе особую магию. Со многими цветами нас бессознательно связывают забытые личные воспоминания, детские сказки и мифы, знания о целебных и других свойствах. Растение, сохранившее свою опознавательную форму придает картине дополнительное притяжение. Воодушевление, которое испытывает подросток от контакта с растениями, помогает ему подобрать

наиболее гармоничное сочетание лепестков, листьев, их форм и цвета.

Материалы и инструменты.

Для работы над флористическими коллажами необходимо иметь:

1. Флористический материал :

1.1. линейный материал (засушенные или искусственные листья, стебли, травы). Собирается все необычное;

1.2 ажур (соцветия искусственных цветов, ягод, ботанические копии фруктов, шары из ротанга,стабилизированный мох);

1.3 цветовые пятна (искусственные цветы, лепестки).

2. Аксессуары: волокна, нити, сетки, ленты и др. :

3. Гуашь,акварель.

4. Бумага плотная (белая, тонированная).

5. Пинцет, ножницы, клеевые пистолеты, клеевые стержни.

6. Густой клей ПВА.

7. Старые газеты.

8. Разбрызгиватель.

9. Пористая флористическая губка

Теоретическая подготовительная часть занятий проводится ПДО в форме беседы, показа, объяснения, совета, указания. Сообщается только та информация, которая будет интересна и полезна обучающимся для их творческой работы. Для поддержания на занятиях творческого настроя, сохранения увлеченности ребят объяснение теории чередуется показом приемов декалькомании, декупажа, расположения растений на листе, сопровождается демонстрацией готовых работ, образцов.

IV. Практическая часть. Получение практических навыков.

Деятельность ПДО направлена на вызов заинтересованности у обучающихся к содержанию изучаемой темы, активизацию их творческой деятельности и мотивацию к дальнейшей работе. Педагог поясняет, что дизайн-мышление — это способ решения задач, ориентированных в первую очередь на интересы пользователя.

Формула «польза для человека + возможности технологий + учет интересов разработчиков» дает в результате устойчивый, эстетический, гармоничный продукт.

«Дизайн-мышление начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее. Оно не требует сверхъестественных сил, и его абсолютно безопасно пробовать в домашних условиях»

Из книги Бернарда Роса

«Привычка достигать».

Новые материалы и новые задачи дадут обучающимся толчок к творчеству.

Генерируя идеи, можно перейти от определения проблемы к поиску ее решения. Воображение, режим «идеирования» — это возможность сочетать понимание потребностей людей, для которых вы что-либо создаете, с конкретными путями удовлетворения этих потребностей. На начальной стадии происходит сбор идей, из которых позже можно будет выбрать не просто единственное, а самое лучшее решение!

При создании коллажа необходимо применить свою изобретательность, чтобы гармонично сочетать изобразительное, декоративно-прикладное искусство, по правилам флористики, в рамках проектной деятельности.

Главная цель дизайн-мышления- выйти за пределы существующих

стереотипов и привычных способов решения задач.

ЧЕТЫРЕ КРИТИЧЕСКИХ ФАКТОРА УСПЕХА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ:

1. Лидерство:

Свяжите инициативы по разработке дизайна с эстетическими целями. Обозначьте направление, ресурсы и приверженность.

2. Люди :

Дайте возможность чемпионам руководить переменами

через успешные проекты. Создайте внутреннее дизайнерское

сообщество, где делятся лучшими практиками.

3. Процесс:

Используйте общую концептуальную основу, но развивайте методы

и инструменты, чтобы они соответствовали целям вашего проекта.

4. Среда:

Разрабатывайте и создавайте совместные рабочие пространства

для вашей рабочей силы. Используйте для совместных инноваций

с вашими клиентами и партнерами.

Дизайнерское мышление очень похоже на джаз. Структура предлагает

базовую мелодию, из которой вы можете импровизировать, но, как и

в любой художественной форме, вам нужно сначала освоить основы.

Педагог знакомит с содержанием практической части по теме «Флористический коллаж из природного материала».

Флористический коллаж.

Виды флористических коллажей. И этапы его создания:

Виды:

1. Цветочный коллаж создают применяя законы композиции, цветоведения, серьезно работают над созданием фона и оформлением готовой работы.

2. Коллажа «Вегетатив» - ближний пейзаж, взгляд на травы вблизи. Особенности создания фона. Монотипия должна быть яркая, внизу темнее. Используются вертикальные мазки. Композиция-пейзаж.

3. Коллаж «Букет» или натюрморт. Фон носит вспомогательный характер. Он должен сочетаться с флористическим материалом (линейным, ажурным, цветовыми пятнами.

4. Абстракция (импрессия). Свободное наложение красок (рядом с основным цветом наложить его оттенки). Используется также нереальное (фантазийное) сочетание красок.

Основы, используемые для коллажей, могут быть любыми. Для работы с растениями используют плотную бумагу (белую, тонированную, авторскую и др. Необходимо помнить, что фон должен усиливать звучание растений, подчеркивать, дополнять их качества. Он гармонизирует, объединяет части, делая работе цельной. Фон исполняет роль воздуха в картине.

Этапы и принципы составления композиции.

Композиция - это соединение замысла с необходимыми для его выражения композиционными средствами. То есть гармоничное распределение всего, что используется в коллаже.

Создание флористического коллажа требует умения органично обрамлять один элемент другими. Прежде чем приступать к составлению даже самой простой работы из прессованных цветов, желательно изучить основные законы составления композиции :

1. Закон простоты. Простоту композиции обеспечивают количественные соотношения элементов по форме и размерам, их контурные очертания, направленность движений, ритмическая организация компонентов и их взаимная уравновешенность, ограниченность и лаконизм выразительных средств.

Визуальное равновесие в композиции - это такое расположение элементов, при котором каждый из них находится в устойчивом состоянии. Факторы равновесия - форма, размеры, цвет, местоположение.

2. Один из главных законов композиции - подчинение частей целому – подразумевает взаимоотношения между частями и целым. Правило группирования частей на основе подобия по размеру, форме, цвету; близость расположения частей способствует объединению в целое.

Правило «золотого сечения» о соотношении частей и целого.

3. Закон доминанты - выделение из окружающей среды одного или нескольких элементов по размеру, форме, цвету, фактуре. Центр композиции.

4. Закон триединства - выражение идеальной гармонии. Этот закон может распространяться на количество групп или видов растений, присутствие трех размеров (большого, среднего, малого, трех основных форм (пятен, точек, линий, гармонии трех цветов. Три - минимальное число, которого достаточно для определения какого-либо явления (так положение линии может быть вертикальным, горизонтальным и наклонным).

5. Закон контраста предполагает взаимодействие контрастных элементов, усиливающее и обостряющее их противоположные качества, а взаимодействие родственных элементов нивелирует их качества. Контраст - эффективное соседство разных, подчеркивающих красоту друг друга элементов. Элементы могут быть противопоставлены по величине, цвету, форме, фактуре. Это производит неожиданный эффект, особенно когда в остальном материале много похожести, созвучия.

Отсутствие симметрии придает композиции непредсказуемость, динамизм. Очень важна выразительность в передаче идей и чувств, взаимосвязь элементов и отсутствие лишних деталей. Коллаж должен выражать чувства и настроение человека, заражая этим настроением других.

Значение цвета в композиции.

Цвета могут вызвать определенные эмоции: радость или подавленность, оживление или покой, возбуждение, раздражение или безразличие. Цвет воспринимается не только оптически, но и эмоционально. Воздействуя на чувства, цвет стимулирует и удерживает внимание наблюдателя на объекте. Мы испытываем эстетическое наслаждение, только если между цветом и формой существует гармоническое единство. Цветовые сочетания.

Вопросы сочетания достаточно сложны и спорны. Мало того, сочетания цветов, как это ни странно, сильно подвержены моде.

Растительная палитра дает богатый спектр оттенков. Можно работать в любой гамме, не только в натуральной. Работа с растениями поначалу предполагает многоцветность, в дальнейшем многие начинают отдавать предпочтение монохромным композициям с эффектными переходами одного и того же цвета. Становится все интереснее работать белыми цветами на черном фоне или темным силуэтом на светлом. Такие произведения графичны, выразительны, напоминают о традициях Китая и Японии.

Завершающий этап:

Оформление флористической работы.

Коллажи можно вставить в готовые рамы. Но интересней работа выглядит, когда рамка сделана своими руками. Для этого можно использовать коробки от конфет, рамки изготовленные из коры, веток фанеры. Создание флористического коллажа требует умения органично обрамлять один элемент другими аккуратно и эстетично. Для успешной работы по составлению коллажей необходимо иметь как можно больше разнообразного материала. И в этом этапе очень хорошо

поможет дизайн-мышление, основным принципом которого является принцип антропоцентризма. Любой, кто использует этот принцип, подчиняет создание своей работы интересам человека, а не интересам процесса.

V. Закрепление и контроль знаний. Подведение итогов.

Культурологи сегодня говорят о том, что современный человек как продукт эпохи господства телевидения отличается по своей психологии и структуре личности от человека середины двадцатого века. Он имеет мозаичное сознание или, его сознание фрагментарно и такой человек порождает искусство, соответствующее природе его сознания.

Каковы же мотивы, пробуждающие сегодняшний прагматичный мир обращаться к своеобразной красоте флористического коллажа? Мотив борьбы с неумолимым временем, стремление к вечной молодости и красоте созвучны творчеству, позволяющему продлить очарование цветов. Флористические коллажи, их натуральные краски и фактура предполагают новые эстетические формы восприятия произведений искусства, такие как любование, созерцание и создание. Для человека важно научиться не только видеть эстетический смысл в природе, но и уметь воссоздавать их во флористических работах, и тогда его жизнь станет более одухотворенной и гармоничной.

Деятельность обучающихся направлена на «вспоминание» уже изученных фактов по данному вопросу (выдвигаются предположения, происходит систематизация информации до изучения нового материала, задаются вопросы, на которые обучающие хотят получить ответы.

Методика проведения:

1. ПДО задает вопросы о том, что известно обучающимся по изучаемой теме;

2. Обучающиеся коллегиально или самостоятельно обсуждают информацию по данной тематике;

3. Обмен информацией в группах. Каждая группа называет одно из вышеизученного материала или термина, не повторяя сказанного ранее.

Все справились с поставленной задачей.

На этом наше занятие подошло к концу. До новых встреч!

Список использованных источников и литературы

1.«Цветочные чудо - коллажи». М. : Эксмо, 2018.

2. Составляем букет из сухих и искусственных цветов. М. : Ниола 21-й век, 2019.

3. Азбука цветов. Составитель. СПб. : Кристалл; Терция, 2019

4. Гербарий, составление композиций и орнамента. М. : Астрель, 2021.

Публикации по теме:

Учебно-методическое пособие по ОБЖ для 5–8 классов «Пожарная безопасность» «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Учебно-методическое пособие Автор – составитель: Грибанова Наталья Иосифовна, преподаватель-организатор.

Учебно-методическое пособие по казачьей направленности для старших дошкольников «Лото  «Донское казачество»Учебно-методическое пособие по казачьей направленности для старших дошкольников «Лото  «Донское казачество» Представляю Вашему вниманию Авторское учебно-методическое пособие по казачьей направленности для старших дошкольников «Лото – Донское казачество»,.

Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица»Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица» Одной из частей воспитательно – образовательной работы в детском саду согласно ФГОС, является создание предметно – пространственной.

Методическая разработка: учебно-игровое пособие «Перекресток»Методическая разработка: учебно-игровое пособие «Перекресток» Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений,.

Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя»Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя» Великая Отечественная война, это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества,.

Учебно-методическое пособие в форме дидактической игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Наряди ёлочку»Учебно-методическое пособие в форме дидактической игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Наряди ёлочку» Игра для детей старшего дошкольного возраста на упражнение в порядковом счёте в пределах 9 и сенсорное развитие. “ Наряди ёлочку” Задачи:.

Учебно-методическое пособие для детей раннего возраста по изучению и закреплению основных четырёх цветовУчебно-методическое пособие для детей раннего возраста по изучению и закреплению основных четырёх цветов Многие родители знают, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и знать их названия. Конечно, малыш в этом возрасте не.

Учебно-методическое пособие «Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет»Учебно-методическое пособие «Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет» «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский) Наверное, не стоит напоминать, что развитие мелкой моторики – очень.

Учебно-методическое пособие лэпбук «Путешествие по сказкам»Учебно-методическое пособие лэпбук «Путешествие по сказкам» Мне так понравилось делать лэпбуки, что я теперь сделала Лэпбук по теме «Путешествие по русским народным сказкам» для детей младшего дошкольного.

Учебно-методическое пособие по окружающему миру «Лэпбук «Космос»Учебно-методическое пособие по окружающему миру «Лэпбук «Космос» Одной из частей воспитательно – образовательной работы в детском саду согласно ФГОС, является создание предметно – пространственной среды,.

Автор публикации:
Учебно-методическое пособие по компетенции «Флористика»
Опубликовано: 24 марта 2023 в 15:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебно-методическое пособие по компетенции «Флористика»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ивлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД