Елена Кузнецова
Учебно-исследовательский проект «Памятник природы-Хрипунская степь». 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «Лебединская СОШ»
Аннотация
В 3 классе было организовано выполнение учебно-исследовательского проекта «Памятник природы – Хрипунская степь».
Исследовано: местонахождение заповедника, растительный и животный мир, экологические проблемы, степь в произведениях местных поэтов.
Изучено:
Первоцветы Хрипунской степи;
Охраняемые растения из Красной книги России;
Растения из Красной книги Воронежской области:
Лекарственные растения Хрипунской степи;
• Звери Хрипунской степи;
Публикация «Учебно-исследовательский проект „Памятник природы-Хрипунская степь“, 3 класс» размещена в разделах
- Вечный огонь. Мемориалы и памятники войны
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты, проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Птицы Хрипунской степи;
• Пресмыкающиеся Хрипунской степи;
• Байбак – царь Хрипунской степи;
• Насекомые –обитатели Хрипунской степи;
• Редкие и охраняемые животные Хрипунской степи.
Введение
Изучение памятника природы «Хрипунская степь» проводилось на основе творческой деятельности. В этих целях была организована работа с дополнительной литературой о природе нашего края, с интернетресурсами, энциклопедией Воронежской области, Красной книгой Воронежской области были использованы материалы краеведческого отдела Богучарской районной библиотеки. Мы выполняли задание по составлению географической, биологической и экологической характеристик памятника природы.
Исследования.
Работа проводилась в 3 этапа.
Подготовительный этап. Знакомство с темой, целью. Включение краеведческого материала в тему урока.
Тема урока:«Засушливые зоны умеренного пояса». Краеведческий материал «Хрипунская степь»
Второй этап.
Сбор краеведческого материала,подготовка к экскурсии. Разработка маршрута экскурсии.
Третий этап: проведение экскурсии в Хрипунскую степь. Выполнение наблюдений. Участие в экскурсии с тематическими сообщениями.
Четвертый этап: защита проекта
Для работы по проекту были сформированы творческие группы учащихся и им были определены задания.
«Географы» - определяли стороны горизонта и составляли маршрут движения, отыскивали природные объекты, по которым можно ориентироваться на данной местности; изучали тип почвы.
«Экологи» проводили экологическую экспертизу объектов степи, составили экологические связи между обитателями степи;
«Ботаники»- обследовали растения и выявляли какие растения относятся к лекарственным, охраняемым, ядовитым, реликтовым;
«Зоологи» - установили виды животных из разных систематических групп, выполнили описание этих животных, наблюдали следы их деятельности (норки байбаков).
Во внеурочной деятельности на занятиях по краеведению была совершена экскурсия в Хрипунскую степь как памятник природы. Был проведен конкурс стихов, фотографий и рисунков о природе Богучарского района. Конкурс рисунков проходил по теме «Мир заповедной природы – Хрипунская степь», а конкурс стихов назывался «Степные дали». Ученики читали стихи местных поэтов о Хрипунской степи Чистоклетова Григорий Фёдоровича «Цветы»,. Чёрненького И. И «Хрипунская степь» оформили стенд «Заповедник Хрипунская степь».
Выводы и наблюдения
Биологический памятник природы Хрипунская степь - последний и единственный в Центральном Черноземье ландшафт типчаково- ковыльных степей. Находится в Богучарском районе, Воронежской области в 5 км к югу от с. Новоникольского (бывший Хрипун) на границе с Ростовской областью. Открыл её для науки ботаник Н. Ф. Комаров в 1928 году. В середине 50-х годов 20 века Н. С. Камышев отмечал здесь восемь видов ковылей. Многие виды произрастающих в Хрипунской степи ковылей включены в Красную книгу России: Залесского, красивейший, опушеннолистный и перистый. Оригинальность ландшафту Хрипунской степи придают холмики-сурчины. Здесь их множество, и практически на каждом можно видеть рыжеватую фигурку байбака. Вот почему «Хрипунская степь обозначена как (Байбаковский заповедник)». Сурчины в Хрипунской степи создавались многими поколениями байбаков. Возраст самых крупных сурчин насчитывает не менее 1000 лет.
Заключение
В наше время диких степей практически не осталось, все они распаханы. На территории заповедника находятся уникальный растительный и животный мир, ковыли и байбаки. Очень важно сохранить эту степь для будущих поколений. Каждый человек на земле должен гордится тем местом, где он родился и вырос. Мы гордимся «Хрипунской степью» А на гербе Первомайского сельского поселения изображён байбак.
Об уникальной природе Хрипунской степи и о любви к природе нашего края написаны стихи местных поэтов. Ученики нашего класса приняли участие в создании видео фильма «Хрипунская степь», где прозвучали стихи Г. Ф. Чистоклетова и И. И. Чёрненького о Хрипунской степи.
Список литературы:
1. boguchar.ru› Официальный сайт Богучарского муниципального района. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БОГУЧАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА.
2. priroda36.ru›pamyatniki-prirody.html
3. Памятники природы Воронежской области.
4. Краеведческий сайт "Детям о Воронежском крае"
5. Краеведческий отдел Богучарской районной библиотеки.
6 Вахрушев А. А. Окружающий мир. Наша планета Земля: Учебник в 2-х частях (2 класс) : Изд-во Баласс, 2012.
7. Красная книга Воронежской области.