Анатолий Мухин
Творческий проект «Плетение хозяйственной корзины и вазы из лозы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Научиться плести корзины, вазы и другие изделия из лозы, используя опыт старых и современных мастеров.
Задачи исследования:
• Изучение истории возникновения ремесла.
• Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы по изучению темы.
• Исследования различных способов плетения, применимых к данной теме.
• Изучение технологий плетения хозяйственной корзины и ваз для цветов.
• Реализация теоретических знаний на практике.
Публикация «Творческий проект „Плетение хозяйственной корзины и вазы из лозы“» размещена в разделах
Гипотеза: Изучить развитие творческого мастерства лозоплетения, любви к прекрасному в изготовлении изделий из лозы.
Основные положения проекта :
1. История возникновения и развития промысла лозоплетения.
2. Инструменты и приспособления необходимые для осуществления лозоплетения.
3. Заготовка, хранение и подготовка к дальнейшей работе материала для плетения.
4. Некоторые способы плетения, применяемые в изготовлении корзин и ваз.
5. Методика плетение корзин и ваз с круглым дном.
6. Технологические карты, по изготовлению корзин и ваз.
7. Фотографии прилагаемых работ.
8. Список используемой литературы.
Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, обычно считается плетение. Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла состоит в том, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение.
Почти каждый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приемы плетения. Отдельные мастера плели корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу. В зависимости от назначения им придавали самые разнообразные формы, украшали плетеными узорами из окрашенных прутьев. Различные приемы плетения, передаваемые из поколения в поколение, постепенно совершенствовались, становясь более рациональными.
Плетеные изделия из лозы не только легки, прочны и удобны, но и радуют глаз естественной красотой и теплотой материала, выразительным ритмом и разнообразием плетеного узора.
Инструменты и приспособления, необходимые для плетения, просты, легки, занимают мало места. Люди, занимающиеся профессиональным плетением, предпочитают свои собственные самодельные инструменты. Материалы для плетения также доступны, многие из них могут находиться прямо «под рукой» - в вашем саду, огороде, в пойме реки. Создание красивой вещи из пучка высушенных растений, без сомнения, увлечет вас.
Самым распространенным материалом, применяемым для изготовления плетённых изделий в нашей стране, являются прутья ивы (лоза). В наше время, как и в старые времена, плетельщики применяют для плетения побеги различных ив. При этом чаще всего предпочтение отдается так называемой трехтычинковой иве, ветле и корзиночной иве. Любители плетения, как правило, заготавливают иву по берегам рек, прудов и озер, в оврагах и других низких местах. Для плетения корзин примёняют однолетние и двулетние побеги ивы.
Если возникнет необходимость срочно сплести корзину, то лозу для нее можно заготовить практически в любое время года. Но нужно иметь в виду, что летом, в период бурного роста побегов, так называемой вегетации, древесина довольно хрупкая и легко ломается. Поэтому лучшим временем заготовки прутьев считается ранняя весна (когда рост растения еще не начался) и поздняя осень (когда он полностью прекратился). Выбрав куст с тонкими молодыми побегами длиной не менее 60—70 см, срезают одну из веток и внимательно рассматривают срез. По одному побегу можно довольно точно определить качество всех остальных. Если на срезе у побега древесина имеет красновато-коричневый оттенок, а сердцевина большая и рыхлая, то заготавливать прутья с такого куста не следует — они, как правило, бывают
ломкими. При заготовке лозы нужно срезать по возможности более прямые побеги, без болезненных наростов, повреждений и сучков.
Для плетения большинства корзин, за исключением корзин для сбора картофеля и других корнеплодов, применяют очищенные (окоренные) прутья. Если заготовку производят весной или в начале лета, то кора легко снимается без какой-либо дополнительной обработки. Прутья, заготовленные поздней осенью или ранней весной, необходимо предварительно вымочить в течение 3—4 ч, а затем пропарить 20—30 мин. Обычно не так-то просто подобрать подходящую посуду, в которой могли бы свободно уложиться прутья длиной подчас более метра. Если замачивать прутья можно в тазу, глубокой кадке, то пропарить и проварить в такой посуде их почти невозможно. Но, оказывается, обрабатывать прутья все же можно и в небольшой посудине, если прибегнуть к небольшой хитрости. Прутья осторожно свертывают в кольцо, связывают бечевкой и опускают в ведро. В бак или чугун прутья можно уложить без предварительного связывания, по одному или небольшими пучками, сворачивая кольцом вдоль боковых стенок.
Затем прутья заливают водой и проваривают. После проварки их охлаждают в холодной воде и приступают к снятию коры, так называемой окорке. Окоряют прутья щемилкой — удобным самодельным приспособлением. Если при первом протаскивании прута через щемилку кора отделилась не полностью, прут поворачивают вокруг своей оси и пропускают через щемилку еще раз.
Прутья для декоративного плетения нужно заранее окрасить и высушить. Дубильные вещества, содержащиеся в ивовых прутьях, обычно препятствуют равномерному их окрашиванию. Устранить нежелательное воздействие дубильных веществ можно вымачиванием их в течение нескольких часов в горячей воде с поташом (на литр воды потребуется 40—50 г поташа).
В сельских условиях удалить дубильные вещества из ивовой лозы можно простым способом, используя вместо поташа древесную золу. Ее нужно насыпать в тряпичный мешочек и, завязав, опустить в бак или ведро с кипящей водой. Примерно через 15—20 мин воду снимают с огня, отстаивают и заливают ею приготовленные прутья.
Примерно через час щелочную воду сливают и заливают прутья заранее составленным красящим раствором. В звучные яркие цвета прутья можно окрасить анилиновыми красителями, применяемыми для окраски тканей. Красящий раствор составляют из расчета: один пакет красителя в стандартной упаковке на 3 л воды. Чтобы прокрашивание было более глубоким и прочным, в краситель добавляют 1—2 ложки уксусной кислоты. Прутья нужно держать в красителе около 3 ч. Время от времени их нужно приподнимать палкой, чтобы они равномерно окрасились со всех сторон. Через 3 ч, слив красящий раствор, в посуду заливают холодную чистую воду и ополаскивают ею окрашенные прутья. При этом воду меняют несколько раз, до тех пор пока она не перестанет окрашиваться. Если окрашенные, а также и неокрашенные прутья не собираются тотчас пускать в дело, то их высушивают и хранят связанными пучками в сухом помещении, а непосредственно перед плетением замачивают. Как только прутья вновь обретут эластичность, их заворачивают во влажную тряпку, а вынимают уже по мере надобности в процессе плетения. При этом нужно иметь в виду, что замоченные прутья во влажном состоянии могут находиться не более суток, потом на них появляется плесень и древесина чернеет.
Следующая работа -изготовление форм, которые определяют размер и вид корзины. Формы делаются из древесины и толстых прутьев. Без формы трудно сплести ровную, красивую корзину.
В течение многих веков мастера-корзинщики разработали несколько видов плетения, которые применялись в зависимости от назначения изделия и тех декоративных задач, которые при этом решались. Чаще всего применяется так называемое простое плетение. Этот вид плетения экономичен, несложен и выполняется быстро. Переплетение идёт слева на право. Возьмите один пруток и вставьте его в любом месте между двумя стойками корзины.