Горбунова Надежда
Туризм детям в ДОУ. Фотоотчет
▼ Скачать
Методы реализации задач ФОП в области туризм детям
Содержание:
1. Аннотация___1
2. Актуальность___ 2
3. Цели прогулки ___3
4. Задачи прогулки ___3
5. Оборудование ___4
6. Предварительная работа ___4
7. Этапы прогулки
1 блок викторина «Экологический калейдоскоп» ___ 4
2 блок «Поисково-исследовательская деятельность» ___ 5
3 блок «Туризм и туристическая деятельность» ___ 6
8. Заключение___ 8
Аннотация.
Публикация «Туризм детям в ДОУ, Фотоотчет» размещена в разделах
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. Одной из современных и эффективных форм такого взаимодействия может явиться экологическая прогулка с элементами туризма. Совместное преодоление препятствий, организация быта позволяет развивать чувство взаимопомощи, доверия, товарищества. Туристский поход – это наиболее интересная, захватывающая, впечатляющая форма организации отдыха детей и двигательной активности. Прогулки в природное окружение создают условия для реализации природной активности, потребности в самоутверждении, предоставлении детям уникальной возможности развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников приемы здорового образа жизни. Окружающий мир предстаёт перед ребё нком непосредственно: он его видит, слышит, осязает. С самого момента подготовки, организации и проведения мероприятия дети находятся на эмоциональном подъеме, испытывая радость и повышенную познавательную активность.
Актуальность.
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Спорт, физическая культура — одни из самых эффективных средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, профилактики психоэмоционального напряжения, а также нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения и подготовки их к защите Родины. Одним из таких новых видов может стать туризм в детском саду, который будет содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка. Мы уверены, что детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ. Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания. Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом. Родители к моменту похода тоже должны стать коллективом и понимать, что они ведут не своего ребенка на природу, а группу детей, где нет своих и чужих, а есть наши дети. Дети должны усвоить главное правило туриста : «Один за всех и все за одного». Совместное преодоление препятствий, организация быта позволяет развивать чувство взаимопомощи, доверия, товарищества.
Цели:
Целостное развитие личности ребёнка средствами познавательно-оздоровительного туризма; формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности; освоение детьми ценностей общества, природы, физической культуры.
Задачи:
Ориентироваться в предметно-пространственном окружении.
Развивать физические качества: выносливость, быстроту, гибкость, общие координационные способности.
Формировать знания о родном крае, о правилах поведения на природе.
Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников и родителей детского сада.
Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям и животным. Объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
Укрепить детско-родительские отношения;
Предоставить родителям возможность общаться друг с другом и детьми;
Расширить способы и методы работы с родителями.
Увеличить уровень вовлеченности родителей во все виды деятельности учреждения.
Оборудование:
Компасы. туристические палатки, жетоны «Лесовичок», персонаж-путеводитель «Смайлик», картинки животных, растений, магнит лабораторный, иголка, ёмкость для воды, мультимедийный проектор, экран.
Предварительная работа.
Заучивание стихотворения «Стороны света» (М. Погарский, А. Щепин). Занятие «История возникновения компаса». Экспериментальная деятельность «Создание компаса из подручных материалов» (рис. 1, рис. 2). Беседа по безопасности детей во время экскурсий, прогулок и походов.
Прогулка.
1 блок викторина «Экологический калейдоскоп».
Встреча детей и родителей на начале маршрута. Сюрпризный момент, знакомство с главным героем Смайликом, который заблудился в лесу и просит ребят о помощи, найти его домик, по определенным признакам «Живу я на полянке, среди дубовой рощи. Прокатился, через три мостика, наткнулся на съедобный гриб, белка угостила меня орешками, муравей дорогу перебегал, и дятел на дереве стучал».
- Что нам поможет найти домик Смайлика?
Выслушиваем ответы детей, что же нам поможет найти домик Смайлика.
На протяжении нашего похода мы делаем остановки и проводим викторины, конкуры и игры.
Игра на сплочение коллектива детей и родителей «Похлопаем в ладоши» (хлопаем, у кого в одежде есть желтый. кто в красном, кто веселый, у кого светлые волосы, кто любит смеяться, кто в кепке, у кого дома есть кошка и т. д.).
Викторина «Экологический калейдоскоп» (вопросы викторины в приложении, за каждый правильный ответ ребенок получает жетон «Лесовичка», в конце путешествия подсчитываем количество жетонов у каждого участника.
2 блок «Поисково-исследовательская деятельность»
Нашим помощником сегодня будет компас. Ребята ищут стороны света. Рассказывают стихотворение «Четыре стороны света». Вспоминаем, как мы можем ориентироваться в лесу без компаса (солнце, звезды, мох, муравейник). С помощью родителей и воспитателей находим запад, именно туда направляется наш Смайлик.
Конкурс «Мусору бой». Ребятам раздаем мусорные пакеты и на протяжение прогулки они собирают мусор. Сюрпризный момент: взвешиваем мусор в конце нашей прогулки, кто больше собрал и становится победителем.
Игра «Слепой и поводырь», игра на доверие. Родителю завязываем глаза и ребенок проводит родителя за руку, через полосу препятствии (пенек, кочка, корень дерева).
В ходе прогулки родители искали грибы, дети слушали голоса птиц, чтобы услышать дятла, вели поиски муравейника, кормили белок (видеофильм в приложении). Увидев дубовую рощу и поляну, мы устроили привал с конкурсами и конечно же пикник.
3 блок «Туризм и туристическая деятельность»
Определив свое правильное местонахождение по признакам обозначенным, в начале маршрута, необходимо разбить туристический лагерь.
Конкурс «Мы в лесу построим дом» или собери палатку быстро и правильно. 2 команды участников «Родители» и «Дети» на время устанавливают туристическую палатку. Команда родителей установила палатку за 2 минуты 51 секунду, с такими болельщиками, как собственные дети, другого результата быть не могло. Ребята устанавливали палатку совместно с воспитателями, наши отзывчивые папы не смогли устоять и вместе мы успешно справились.
Конкурс «В тесноте да ни в обиде» или сколько детей вмещает 3-местная палатка и сколько взрослых. Со счё том 13:11 выиграли дети.
Игра в паре с родителем «Разговор через стекло», целью которой является развитие мимики и жестов Дети становятся напротив родителей аи выполняют игровое упражнение. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”, а детям отгадывать то, что они увидели.
Свободные подвижные игры (горячая картошка, хали-гали, рыбак и рыбки, краски).
Подведение итогов туристического похода : объявление победителей в конкурсе «Мусору бой», «Экологический калейдоскоп», Взвешивание желудей. Вручение участникам похода диплома «Юный турист».
Заключение.
Именно в такой реальной жизни решаются многие образовательные задачи. Здесь и тема патриотического воспитания, и физического, и тема дружбы, помощи, взаимоподдержки, произвольности - правила и нормы. Выходя за пределы сада, дети получают те знания, что изначально не входили в план. Знания, полученные на экологической прогулке, могут стать трамплином для дальнейшего изучения: темой исследовательской работы, интереса к предмету. А в дальнейшем могут повлиять и на выбор профессии. В ходе экскурсии, дети учатся общаться. Обсуждая увиденное, делясь впечатлениями, они учатся говорить, выражать свое мнение, отстаивать его, выделять главное. При этом они выслушивают других, сравнивают их мнение со своим и т. д. То есть у детей развиваются коммуникативные способности. Впечатления от похода должны быть обобщены, для этого мы даём творческие задания.
Совместная прогулка вызывает у детей самые различные чувства: радость открытия, восхищение красотой, удивление, любознательность, удовольствие, предвкушение новых ощущений, вдохновение. Согласитесь, в обычной жизни таких эмоций маловато. А все, что связано с положительными эмоциями, в том числе и наш туристический поход, запоминается человеком надолго.