Марина Савоста
Туристический поход с детьми на территории детского сада
Лето - любимая всеми пора. Дошкольники должны иметь возможность получать яркие эмоции и впечатления в детском саду. Летом воспитательно – образовательный процесс дает возможность для педагогов опробовать разнообразные интересные формы физкультурно – оздоровительной работы.
В преддверии летнего периода в дошкольном образовательном учреждении проводятся соответствующие подготовительные мероприятия, а именно:
- корректируется режим жизни детей с учетом теплого времени года;
- разрабатываются совместно с медицинским персоналом системы закаливания, учитывающие состояние здоровья детей и условия, созданные в каждой возрастной группе;
Публикация «Туристический поход с детьми на территории детского сада» размещена в разделах
- составляются рекомендации для родителей о том, как организовать досуг ребенка в летнее время, какие прочитать книги, какие провести наблюдения в природе, а также проинформировать родителей, дети которых в летние месяцы остаются в детском саду, об изменениях в системе работы ДОУ.
Задачи дошкольного учреждения в летний период.
1. Создание условий для организации эффективного оздоровления дошкольников,
2. Обеспечение условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей, воспитания трудолюбия.
3. Активизация экологического воспитания детей, интереса к животным и растениям. Формирование экологически направленного мышления в процессе наблюдения за природой.
4. Оптимальное пребывание детей на свежем воздухе, обеспечение их двигательной активности.
Согласно СанПиН в летний период больше внимания следует уделять спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям.
Планируя работу с детьми в летний период, необходимо помнить о включении в план физкультурных и музыкальных развлечений (2 раза в неделю); дней здоровья (1 раз в квартал); спортивных праздников (1 раз в месяц); работы по правилам дорожного движения (1 раз в неделю) и основам безопасности (1 раз в неделю); прогулок по маршруту (простейший туризм, экскурсий, пешеходных прогулок (1-2 раза в неделю, в старшей группе - до 3 раз в неделю).
Оздоровительная работа в летний период имеет свою специфику:
• Организация питания детей по летнему 10-дневному меню, с ежедневным включением витаминных напитков, фруктов, свежих овощей;
• Проведение закаливающих и профилактических мероприятий (обширное обливание водой, гигиеническое полоскание рта после приема пищи, сон при открытых окнах, солнечные и воздушные ванны, босохождение;
• Максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний прием, гимнастика, спортивные досуги, праздники, развлечения, прогулки);
• Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе путем расширения ассортимента выносным оборудованием. В качестве основных средств воспитания и развития движений у дошкольников летом используются: подвижная игра, игровые упражнения, игры-забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, "школа мяча", "школа скакалки", игры-эстафеты, спортивные праздники и развлечения.
• Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию основных видов движений на прогулке;
• Организация бесед с детьми оздоровительной направленности («Болезни грязных рук», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Овощи и фрукты – полезные продукты»).
Рассмотрим одну из форм физкультурно – оздоровительной работы в летний период – туристический поход (простейший туризм).
В настоящее время не многие рискнут выводить детей за пределы территории детского сада. Организовать и провести необычный познавательный поход можно и на территории дошкольного учреждения. Походы могут проводиться в любое время года. Они доставляют детям большое удовольствие, пополняют багаж знаний о правилах безопасного поведения, назначении предметов, которые могут пригодиться в походе, воспитывают бережное отношение к окружающей среде, формируют основы здорового образа жизни. Важно выбрать цель похода, а затем начать подготовку к нему.
Целями похода с детьми на территории детского сада могут быть :
- знакомство с территорией детского сада (прогулка-поход по всей территории детского сада);
- путешествие по игровым площадкам (знакомство с игровым оборудованием на площадках и выполнение заданий, упражнений с ним);
- прохождение маршрута с использованием карты (ориентирование на местности);
- прохождение «экологической тропы» (знакомство с растениями на территории детского сада);
- путешествие на «сказочную поляну» (спортивное развлечение).
Теоретическая подготовительная часть.
Сюда входит: проведение бесед о туристах, походах; рассматривание картин, иллюстраций, фотографий; проведение дидактических игр: «Что понадобится в походе», «Как читать карту» и других; разучивание речевок, походных песен; составление развернутого плана-конспекта похода с учетом темы, времени года и места проведения; подготовка индивидуальных и групповых заданий для дошкольников; подбор занимательного материала для каждой остановки с учетом темы похода; чтение художественной литературы по теме похода и т. д.
Практическая организационная часть.
Она включает предварительное знакомство воспитателя с маршрутом, выбор места остановок и объектов наблюдений; изготовление плана-схемы маршрута, продумывание проведения наблюдений, опытов и сбора материала для коллекций, гербария и других наглядных пособий; подбор необходимого оборудования, пособий; определение начала и конца похода, напоминание детям маршрута движения; инструктаж о форме одежды; повторение правил поведения и другие поручения.
Прогулки-походы с дошкольниками непродолжительны, маршруты не отличаются сложностью, однако и для них нужна специальная экипировка. Рюкзачок за спиной, удобная обувь создают хороший психологический настрой, носят элемент романтики. Отправляясь в поход, необходимо предусмотреть одежду и обувь по сезону и погоде.
К подготовке похода и участию в нем привлекаются сотрудники детского сада : воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, младший воспитатель, медицинская сестра. Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми.
В каждом походе предусматривается привал, чтобы дети могли отдохнуть, выпить сок или воду, поделиться впечатлениями. Для организации привала можно использовать настоящую палатку. Это позволит усилить впечатления о походе.