Людмила Шперова
Трудовое воспитание в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области
Трудовое воспитание в современных условиях
«Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Трудовое воспитание в современных условиях» размещена в разделах
Труд педагогами ДОУ рассматривается как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.
Трудовое воспитание детей в ДОУ входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично.
Педагоги решают в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей : учат их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.
Воспитатели ДОУ приобщают детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуется разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.
Три основные формы организации труда детей :
• Поручение
• Дежурство
• Коллективно - трудовая деятельность
Трудовое воспитание – это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка. Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей :
1. Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
2. Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам :
3. Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
4. Умение трудится в коллективе и для коллектива.
Большое значение труду придавали А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. Важное значение труду придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного туда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой».
Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему.
Всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуясь его результатами. Вначале ребенка привлекает сам процесс трудовых действий, движений механизмов. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых сначала в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель объясняет детям, что значит трудолюбивый человек, что значит хорошо трудиться. Формируя у детей уважение, к трудящемуся человеку, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.
Ознакомление детей с трудом взрослых является средством патриотического воспитания дошкольников. Содержание образования детей МДОУ ДС №4 происходит в соответствии со структурой хозяйства Пензенской области и Белинского района. Педагоги для ознакомления с трудом взрослых по Белинскому району, выделили предприятия, объединения, хозяйства, определили профессии взрослых, трудовые действия, орудия труда и инструменты, результаты труда, личностные и профессиональные качества специалистов. Весь материал распределили по возрастам. Педагогическим коллективом ДОУ разработали рекомендации по планированию и организации с детьми работы, использованию художественной литературы для детей и педагогов, связанной с ознакомлением их с трудом взрослых.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение.
От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.
В Основной образовательной программе МДОУ ДС №4 выделяются следующие виды труда :
• Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей). Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится в соответствии с возрастом.
• Хозяйственно – бытовой труд ( выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).
• Дежурство по столовой и НОД.
• Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде).
• Ручной труд ( поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; изготовление под руководством воспитателя игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).
Воспитатель объясняет детям, что значит трудолюбивый человек, что значит хорошо трудиться. Формируя у детей уважение, к трудящемуся человеку, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.
Гуманизация образовательного процесса, переход на личностно- ориентированную модель общения с детьми, личностный подход в образовании диктует новое содержание знаний для детей. И педагоги нашего ДОУ, знакомя воспитанников с трудом взрослых, подчеркивают, что человеку той или иной профессии необходимы такие качества личности, как внимательность, вежливость, уважение к людям, ответственность, отзывчивость, добросовестность, любовь к природе и т. д.
Быстро летит время. Незаметно подрастают дети. Нам, педагогам, хочется, что бы они стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы.
Старший воспитатель МДОУ ДС №4 : Шперова Л. М.