Светлана Рамзина
Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик» своими руками в подготовительной группе
Тряпичная кукла «Колокольчик» своими руками.
Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.
Задачи:
1. Познакомить с изготовлением традиционной куклы.
2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.
3. Приобщить к обрядовой культуре.
4. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы „Колокольчик“ своими руками в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Колокольчик
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
5. Развивать индивидуальные творческие способности.
6. Прививать уважение к традициям семьи.
7. Воспитывать любовь и уважение народной культуре.
8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
9. Познакомить с новыми словами и их значениями: “кукла-закрутка”, “скалка”, “тулово”, “оберег”, “оторочка”, “лоскут”.
10. Активизировать словарь: “фартук”, “кайма”, “рукодельница”, “льняная”, “хлопчатобумажная”, “шерстяная”, “нянюшка”, “старание”, “мастерство”, “безликая”.
Вид учебного труда: работа с тканью, нитками, бросовым материалом.
Объект труда: выполнение тряпичной куклы – Колокольчик.
Методы и приемы: беседа, индивидуальное проектирования деятельности, проблемно-познавательный диалог, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия, выставка работ.
Оборудование:
для педагога: готовые образцы разных вид кукол; изделия народных ремесел - вышитые и вязаные салфетки, матерчатая кукла по деталям, белая ткань размером 20 х 20 см по количеству человек, вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты белой и красной ткани для платков, юбок, фартуков фурнитура для украшения (тесьма, ленты).
для ребенка: кусочки тканей размером 20х20, вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты белой и красной ткани для платков, юбок, фартуков фурнитура для украшения (тесьма, ленты).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель встречает ребят в русском народном костюме и приглашает войти в группу, которая украшена как старинная изба. Дети заходят, располагаются, и воспитатель начинает свой рассказ.
2. Введение в тему. Мотивация деятельности.
В далеки времена, придумали наши предки куклы-обереги. Люди всегда верили в духов, обожествляя живую и неживую природу. Они сегодня напоминают нам о своем существовании, живя в старинных легендах и сказках.
Простые люди верили в своих домашних духов, поэтому любили поговорить с ними, старались задобрить сладостями, сказочками, угостить на праздники кашкой, блинами (их ставили под печку) и доброго домового. Кто же этот невидимый дух запечный? Он одновременно и добрый хранитель очага, и злой – для нерадивых хозяев за вольные или невольные грехи.
Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань (носовой платок, полоски ситца). Создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры (например, на хороший урожай, на лад в семье и т. д). Помогало или нет, сказать никто не мог, но ведь главное - верить. Кукла-оберег не имела лица. Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье ребенку.
Одеяние этой куклы было очень простым, незатейливым.
Народные куклы делились на три группы :
Куклы-обереги;
Обрядовые куклы;
Игровые куклы.
Вот посмотрите сколь тут у нас с вами кукол, а давайте мы с вами их разберем по группам.
Во время работы тихо звучит народная музыка.
3. Анализ поделок.
Куклы-обереги.
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Кукла на счастье
Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
«Кубышка-травница»
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
Обрядовые куклы.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
Неразлучники
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
Сёмик и Семичиха
Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.
Игровые куклы.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.
Куклам приписывались волшебные различные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.
Давайте же мы с вами изготовим куклу – Колокольчик.
Кукла Валдайский колокольчик - обережная кукла, которая приносит в дом радостные вести. Колокольчик радости - так ее еще зовут.
Куколка олицетворяет звон колокола, который так же защищал людей от напастей и болезней.
Тряпичная народная кукла Валдайский Колокольчик - состоит из трех юбок, как бы олицетворяя три царства - золотое, серебряное и медное.
Счастье тоже как-бы складывается из трех частей - при комфорте тела, души и духа - и человеку будет радостно.
Оберег хорошего настроения - он приносит радость и счастье в дом, отводит дурные вести и привлекает хорошие.
А теперь дорогие ребятки мы с вами приступим к её изготовлению, но для начала разомнем пальчики.
4. Физминутка для пальцев рук «Колокольчик».
В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте.
5. Практическая работа.
М. А. Пожарова “Тряпичная кукла”.
Свернута из тряпки
Кукла у Параши
Не отыщешь краше.
Руки — словно лапки,
Глазки — пара точек
А лицо — комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл,
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.
Для работы мы используем бросовый материал. Начинаем по этапам:
1. Свою куколку мы сделаем на основе, для которой использовали верхнюю часть от пластиковой бутылки.
2. Берем прямоугольник белой ткани — шириной чуть больше окружности нижней части пластиковой основы, длиной — две длины высоты пластиковой основы. Сложив ткань вдоль длины, вставляем ее в горлышко заготовки.
3. Закрепим ткань нитками вверху.
4. Второй конец ткани завернем на саму заготовку и еще раз закрепим нитками.
5. К колокольчику привяжем толстую нить. В моем случае это тонкий джутовый шпагат.
6. Концы завязки колокольчика продеваем внутрь горлышка заготовки.
7. И завернув их на наружную часть заготовки, закрепим нитками.
8. Вырезаем три кружка из разноцветной ткани, разных по размеру, приблизительно отличных друг от друга сантиметра на 2-3.
9. Сначала закрепим большой тканевый кружок на горлышке заготовки.
10. Затем закрепим средний кружок.
11. И закончим маленьким кружком.
12. Из прямоугольника белой ткани формируем рукава и голову куклы, закрепив тоже нитками.
13. Завязываем платочек, подставив на лобную часть головы отрезок шитья.
6. Физминутка для глаз.
Гимнастика для глаз «Мой щенок» (Е. Раннева)
Я щенка нарисовал, милого, смешного.
В целом мире не найти друга мне такого!
Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь).
И глядит лукаво.
Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).
Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево,
Убегает вдаль река (посмотрим вдаль).
На другом большом рисунке
Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).
7. Целевые обходы педагога.
Контроль организации рабочего места.
Контроль правила выполнения техники безопасности.
Оказание помощь детям, испытывающим затруднение.
8. Итог работы:
Вот мы и справились с работой, а сейчас самое время чаю с медом отведать.
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.
9. Уборка рабочего места.