Краснова Светлана
Консультация для педагогов «Тренируем пальчики — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Предисловие
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. Используя методику Е. А. Алябьевой можно с уверенностью сказать, что это уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Параллельно развиваются другие психические процессы: память, внимание, мышление. Когда ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развиваются воображение и фантазия, а в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Движения можно обогащать и видоизменять, делить стихи на части, проявлять свое творчество. При подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, и индивидуальные особенности детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Этапы разучивания пальчиковых игр :
1 этап. Взрослый сначала показывает ребенку игру сам.
2 этап. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.
3 этап. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4 этап. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого.
5 этап. Ребенок выполняет движения и проговаривает (по возможности) текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Сроки каждого этапа индивидуальны для каждого ребенка!
ИГРЫ НА ЗАМЕТКУ.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов:
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице. (Ладошки прижаты к друг другу)
Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями рук)
Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла, (Имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла. (Спрятать ручки)
«Пальчики»
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
(Взрослый и ребенок при помощи одной руки загибают по очереди пальцы другой руки, начиная с большого пальца.)
«В детский сад идти пора»
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
В детский сад идти пора.
(Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все.» — широко расставить пальцы в стороны.)
«Кошки — мышки»
Вот кулак, (показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь вверх)
На ладошку села кошка. («когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались (растопырить пальцы)
В норки быстро разбежались (пальчиками разбегаемся).
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(Касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(Парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(Руки вниз, встряхнуть кистями)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (пальчики «шагают» по столу)
Самомассаж «Петушок»
Раз и два! Раз и два! (тереть ладони друг о
Начинается игра! Красим крылья и живот
(поглаживать ладонями руки, живот,
Красим грудочку и хвост (поглаживать
Красим спину (поглаживать поясницу,
Красим ножки (поглаживать ноги,
Красим гребешок немножко (поглаживать
Вот какой стал петушок (поставить руки на
пояс, горделиво выпрямиться,
Ярко-красный гребешок (сделать несколько
полуоборотов влево-вправо).
«Бутончики»
Каждый бутончик (Пальцы рук собраны в щепоть)
Склониться бы рад,
Влево и вправо, (Раскачивать «бутончики»)
Вперед и назад.
От ветра и зноя (Соединить вместе локти и ладони рук)
Бутончики эти (Показать один большой «букет»)
Спрятались быстро,
В цветочном букете.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
-Выполнение упражнений должно быть регулярным.
-Занятия должны проходить только совместно со взрослыми. Это определяется необходимостью точного выполнения движений.
-Время выполнения упражнений не должно быть долгим. Ребенку всегда предлагается инструкция. Она должна быть, так как
внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
-Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
-Очень важны участие и одобряющее поведение взрослого.
Желаем Вам успехов!