Людмила Люмпанова
Тренинг «Приобщение детей к творчеству народных мастеров»
Народ проявлял свои устремления – творческие способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира, красоты, природы. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность,окрашенная фантазией порождала самобытные образцы. Так и появились сказочно прекрасные росписи. Рассматривали народное искусство, как основу национальной культуры, мы сочетаем важным знакомить с ним наших воспитанников.
Публикация «Тренинг „Приобщение детей к творчеству народных мастеров“» размещена в разделах
Прежде чем приобщить детей к народному искусству, надо приобщить к нему их родителей. Совместная работа с семьей позволяет воспитателям обучать родителей успешно развивать ребенка, увидеть его «зону ближайшего развития».В каждой личности есть свои особенности,неповторимая красота природы,художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края,творчеством народных мастеров помогает воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной культуре.
Тренинг проводится совместно с родителями и детьми для того,чтобы помочь детям почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками, родителями, воспитателями.
Цели и задачи:
Установить отношения сотрудничества между детьми, родителями, воспитателями ;
Вовлечь родителей в игровой диалог с детьми ;
Помочь родителям осознать важность их участия в воспитании детей;
Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
Участники : дети старшего дошкольного возраста, родители,педагоги.
Подготовительные работы : посещение музея народной старины «Светлая горенка» ; изготовление сувениров и предметов народно - прикладного творчества для сюжетно - ролевой игры «Магазин»; рассматривание иллюстраций, репродукции картин, отражающих народные промыслы ; чтение художественных произведений,беседы с детьми; оформление мини-выставки «Наши руки – не для скуки» работами детей, стилизованными под народную роспись.
Воспитатель: Культуру России невозможно представить без народного искусства. Люди всегда стремились к красоте,творчеству, украшая свой дом, все, что их окружало в труде и быту. Народные умельцы и мастера делали на забаву и утехи ребятишкам игрушки (описывает представленные в «магазине сувениров» экспонаты). Вот сестрицы - матрешки мал мала меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая - глазастая, румяная, народная.
Богородские мастера – игрушечники вырезали изделия из дерева. Для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотком по наковальне или пилит дрова с мужиком. Крестьянские дети воспитывались в строгости, но родители не забывали порадовать их и делали собственными руками дымковские глиняные росписи игрушки.
Задания родителям: на столе разложены тексты стихотворений, описывающие определенную роспись народного промысла. По ходу выбора детьми изделий взрослые читают соответствующие стихи.
Задания детям: на столе конверты с изображением росписи народны промыслов России : Хохлома,Гжель,Дымково,Филимоново, Полхово-Майдан, Городец.
Предлагается отобрать из «магазина сувениров» игрушки, выполненные в технике вышеуказанных промыслов. Ответить, как называется вид росписи, почему ее так назвали, из какова материала сделаны изделия.
Воспитатель: Национальная одежда – это своеобразная книга. Научившись ее читать, можно много узнавать о традициях, обычаях и истории народа. На нашей выставке представлены куклы, одетые в праздничную национальную одежду. В нее наряжались женщины в Тамбовской, Калужской, Орловской, Нижегородских губерниях.
Задания родителям: предлагается табличка с номером, на которой дается название какого-либо элемента национального женского или мужского костюма. Родители выбирают куклу с собственным номером и в ходе совместного рассматривания и обсуждения деталей ее наряда находят нужную часть или элемент одежды в ее костюме.
Задание детям: игра «Что лишнее»? На карточках с изображениями национальной одежды и головных уборов выбрать лишний предмет, подчеркнуть его и объяснить свой выбор.
Воспитатель: Во всем мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту. Они используют материалы, которые есть у них под рукой. В разных странах используются различные материалы для строительства домов.
Задание родителям: в соответствии с предложенными табличками с географическими названиями – «Океания», «Северная Америка», «Полярный круг», «Россия», «Африка», «Северная азия» - выбрать рисунок дома, подходящих для проживания в этой местности.
Задание детям: предлагается дополнить тот или иной дом фигурками людей, животных или объектов растительного мира, присущих этой местности.